Виктория Нуланд витиевато ответила на вопрос, как в Вашингтоне смотрят на то, чтобы США еще более активно привлекались к мирному решению конфликта на Донбассе:
– Если мы действительно почувствуем, что есть основания увидеть реализацию Минских соглашений безопасным и приемлемым для Украины способом – способом, который восстановит ее суверенитет и территориальную целостность на Донбассе – вместо какого-то типа политической автономии для Донбасса, и это приведет к выводу российских сил и поддерживаемых нею марионеток – мы были бы готовы работать над этим. Но мы не уверены, что есть серьезные основания…
Нуланд упоминает некую “политическую автономию Донбасса”, имея в виду, скорее всего, особый статус, прописанный в том же “Минске” и неприемлемый пока для Украины. Но не понятно, вычеркивает ли она его из повестки дня вообще или видит как альтернативу “безопасному и приемлемому способу” восстановления суверенитета Украины на Донбассе.
Мы спросили у экспертов, что могут означать такие слова.
“Родовая травма” для Минских соглашений
Итак, прозвучала фраза “политическая автономия Донбасса”.
|
– Я бы очень осторожно относился к такого рода заявлениям, – говорит политолог Владимир Фесенко. – Это ее реплика на Минские соглашения и позиция еще команды президента Обамы. Думаю, что так она расшифровала особый статус ОРДЛО, зафиксированный в Минских соглашениях. Но зафиксировать такую автономию в Конституции Украины невозможно. Мы помним, что особый статус был прописан в “Минске”, но это (как и пункт по контролю над участком границы) было одной из неоправданных уступок, допущенных президентом Порошенко. Эти уступки стали “родовой травмой” для Минских соглашений и сделали их нереалистичными.
“Не обращайте внимания на эти слова”
По мнению политического аналитика Александра Кочеткова, Виктория Нуланд озвучивает позицию всей системы – Госдепартамента США, и таким образом пытается сгладить градус напряженности в противостоянии Европы и Америки, перезагрузить отношения между государствами.
|
– Мы видим, что есть желание решать вопрос войны на Донбассе согласно российскому сценарию, зафиксированному в Минских договоренностях, – отмечает Кочетков. – То, что минский план не может быть реализован именно в части каких-то особых статусов – украинцам абсолютно понятно. Это не нужно никому, даже на Донбассе. Те, кто хотят вернуться в Украину, хотят это сделать без всяких особых статусов. Впрочем, Нуланд не тот человек, который что-то решает. Она просто демонстрирует, какую позицию занимает США. Особого внимания на ее слова я бы не обращал.
“Интересно совсем другое”
Участник минских переговоров, представитель отдельных районов Донецкой области в Трехсторонней контактной группе Сергей Гармаш, наоборот, увидел в словах заместителя госсекретаря США иной посыл.
|
– Безопасный способ восстановления суверенитета Украины Нуланд противопоставляет какому-то типу политической автономии Донбасса. Я не вижу, что она предполагает возможность создания какой-то политической автономии. Я думаю, что в Вашингтоне прекрасно понимают, что Украина никогда не пойдет на это, – подчеркивает Гармаш. – А вот что действительно понравилось, так это слова “мы будем вести консультации с Киевом… протестируем на следующей неделе”. Но особенно интересны в ее интервью слова о том, что Путин сам попросил Байдена присоединиться к реализации Минских соглашений! Речь, скорее, идет о Волкере-2, спецпредставителе Соединенных Штатов по вопросам Украины. Полноценным участником “Минска” или “Нормандии” США не станут, а вот то, что Путин запросил спецпредставителя США, можно расценивать как согласие России на предложение Украины о появлении такого человека в переговорах. Думаю, это вполне вероятно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Путеводитель по встрече Байдена и Путина
Источник: kp.ua