Александр Копыленко: Прифронтовые территории постоянно находятся в зоне особого внимания власти

ДОСЬЕ КП

Александр Копыленко – представитель известной украинской писательской династии. Его дед – Александр Копыленко (одна из киевских улиц носит его имя) – популярный в ХХ веке писатель, автор книг для детей и взрослых (“Визволення”, “Народжується місто”, “Земля велика”, знаменитая дилогия для юношества “Дуже добрий” и “Десятиклассники” и пр.), переведенных на многие языки мира. Его отец Любим Копыленко также был писателем, очень много сделавшим для пропаганды украинской культуры за границей.  

Сам же Александр Любимович Копыленко посвятил себя юриспруденции. Ныне он народный депутат Украины. Является членом Комитета Верховной Рады Украины по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и Автономной Республики Крым, города Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений.

Председатель Нацкомиссии по радиационной защите населения Украины.

Александр Копыленко родился 26 июня 1961 в Киеве.

Окончил факультет международных отношений и международного права (отделение международного права) Киевского государственного университета им. Т. Шевченко (ныне – Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко).

В 1983 г. стал работать в Институте государства и права АН Украины, с 1990 г. –  в аппарате парламента, потом длительное время возглавлял Институт законодательства Верховной Рады Украины.

В его послужном списке так же членство в Центральной избирательной комиссии. Входил в состав Украинской национальной группы Постоянной Палаты Международного Третейского Суда в Гааге.

Внес большой вклад в формирование законодательной базы современной Украины. В частности, принимал участие в подготовке проектов Акта провозглашения независимости Украины, Конституции Украины и Конституции АР Крым. Ныне является членом Комиссии по правовой реформе, созданной Указом Президента Украины от 7 августа 2019 г.

Один из ведущих ученых-юристов нашей страны. Академик НАН Украины и академик НАПрН Украины. Член президиума НАН Украины.

Направления научной деятельности – история государства и права, конституционное право, международное право. Автор свыше 400 научных работ, получивших широкое признание. Лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники (2002), Премии НАН Украины им. М. С. Грушевского (1991), Премии НАН Украины им. М. П. Василенко (2003), Премии НАН Украины им. Н. Костомарова (2014).

Заслуженный юрист Украины (2004). Награжден орденами “За заслуги” III, II степеней (2010, 2016).

Александр Любимович! Вы недавно возглавили Нацкомиссию по радиационной защите населения. Расскажите об этом органе: для чего он был создан и чем занимается?

– Этот орган появился и начал работать благодаря Декларации о государственном суверенитете Украины, в которой наряду с фундаментальными тезисами о самоопределении, народовластии, независимости и равноправии нашего государства в международных отношениях была провозглашена также и необходимость иметь свою национальную комиссию по радиационной защите населения. Ведь на тот момент – в 1991-м году – после аварии на ЧАЭС прошло лишь пять лет и вопрос радиационной защиты был очень острым.

1 августа того же года Верховная Рада одобрила постановление “О неотложных мерах по защите граждан Украины от последствий Чернобыльской катастрофы”, согласно которому и была создана Национальная комиссия по радиационной защите населения Украины. Первым председателем этого органа был избран выдающийся ученый, академик НАН Украины Дмитрий Михайлович Гродзинский.

Сегодня Комиссия имеет статус постоянно действующего высшего независимого коллегиального научно-экспертного совещательно-консультативного органа по вопросам противорадиационной защиты и радиационной безопасности населения Украины, а ее состав и председатель раз в пять лет утверждаются парламентом.

Вы в одном из недавних интервью как-то признавались, что в последнее время полномочия Комиссии сузились…

– Верховная Рада предыдущего созыва не смогла выбрать очередной состав комиссии. И я искренне отдаю дань уважения своему предшественнику, народному депутату Украины нескольких созывов профессору Владимиру Петровичу Скубенко, который при этом смог сохранить потенциал Комиссии.

Ныне задача Комиссии – восстановить свои позиции и авторитет. Тем более, что актуальных проблем в сфере радиационной защиты, которые необходимо решать в оперативном режиме, меньше не становится – напротив.  Понятно, что такие вопросы, как установление критериев зонирования радиоактивно загрязненных территорий, выработка норм и нормативов уровней такого загрязнения, безопасности возвращения жителей в зоны отчуждения и другие, крайне нуждаются в надлежащей научной поддержке и сопровождении.

Напомню, что в свое время Комиссия принимала активное участие в формировании национального ядерного законодательства, осуществив научную экспертизу более 300 проектов законов и нормативных актов, в частности тех, которые имеют судьбоносное значение для обеспечения радиационной защиты населения. Это, в частности, законы “О защите человека от влияния ионизирующего излучения”, “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы”, “Об общегосударственной программе снятия с эксплуатации Чернобыльской АЭС и преобразовании объекта “Укрытие” в экологически безопасную систему” – и многое другое.

Члены Комиссии участвовали мероприятиях, направленных на обеспечение противорадиационной защиты, выполняли экспертную оценку важных государственных решений и проектов, в частности таких, как концептуальный проект нового безопасного конфайнмента, создание Единой государственной системы учета и контроля индивидуальных доз облучения.

Комиссия также определила и предложила основные и дополнительные критерии установления и пересмотра зон радиоактивного загрязнения.

Еще в 1991 году постановлением правительства Украины к таким зонам  были отнесены территории почти 2300 населенных пунктов 12 областей страны, из них: 76 попали в зону отчуждения, 86 – в зону безусловного (обязательного) отселения, 841 – в зону гарантированного добровольного отселения, 1290 – в зону усиленного радиоэкологического контроля. При непосредственном участии членов Комиссии проводилась также ежегодная дозиметрическая паспортизация этих населенных пунктов. По ее результатам Комиссия подготовила выводы относительно радиологического состояния каждого населенного пункта, отнесенного к зонам радиоактивного загрязнения.

Значительное внимание уделялось также вопросам гармонизации национального законодательства с международными нормами и стандартами. Так, НКРЗУ обосновала необходимость пересмотра национальной нормативной базы в сфере радиационной защиты в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ.

А в какой плоскости лежат задачи, которые надо Комиссии решать сегодня?

– Здесь несколько векторов. Среди главных – законодательный. Специфика “ядерного” законодательства в Украине заключается в том, что основной его массив был разработан еще в 90-х годах прошлого века. То есть, существует потребность в определенной его ревизии.

Как известно, утверждена Энергетическая стратегия Украины на период до 2035 года, которая предусматривает реформирование нормативно-правового обеспечения деятельности атомной энергетики и промышленности; выполнение обязательств по адаптации законодательства к нормам ЕС в соответствии с Соглашением об ассоциации Украины с ЕС в сфере атомной энергетики. В связи с этим Комиссия работает над устранением несоответствий национального ядерного законодательства международным нормам и стандартам, над ревизией устаревшей части нормативно-правовых и методических документов.

Также одним из первых решений нынешнего состава Комиссии было утверждение Программы ее деятельности на 2020-2024 годы. Этим документом определены основные направления и проблемы, над которыми члены Комиссии будут работать в течение срока своих полномочий. Таких направлений как минимум пять. И, соответственно, для эффективной работы в рамках каждого из них Комиссией создано пять постоянных рабочих органов – комитетов.

И что это за направления?

– Так или иначе, речь идет о безопасности ядерных и радиационных технологий, используемых в энергетике, производстве, медицине, науке Украины. Стоит напомнить, что ядерная энергетика обеспечивает в нашей стране почти половину общего производства электроэнергии. Сейчас оно осуществляется на четырех атомных электростанциях, в целом мы имеем 15 реакторов. Впоследствии на Хмельницкой АЭС предусмотрено строительство еще третьего и четвертого реакторов. На Чернобыльской АЭС завершено строительство нового безопасного конфайнмента и осуществляются меры по полному снятию с эксплуатации трех остановленных ранее энергоблоков и преобразовании объекта “Укрытие” в экологически безопасную систему. На отдельных АЭС проводятся работы по продлению сроков действия атомных реакторов, у которых закончился проектный срок эксплуатации.

Кроме того, в Украине функционируют предприятия по добыче и переработке урановых руд, ведутся работы по созданию полного собственного ядерного энергетически-топливного цикла. В целом почти пять тысяч учреждений и предприятий используют более 25 тысяч источников ионизирующего излучения. Растет объем применения радиоактивных веществ в медицине и других отраслях. Соответственно, важное значение приобретает совершенствование государственной системы предупреждения радиационным аварий и инцидентов, разработка мер защиты как персонала ядерных и радиационно-опасных объектов, так и населения.

Не менее актуальным продолжает оставаться вопрос преодоления последствий Чернобыльской катастрофы и восстановления загрязненных территорий – именно восстановления, а не консервации. За время, прошедшее после аварии на ЧАЭС, накоплен огромный опыт, который свидетельствует о негативном влиянии на здоровье человека как непосредственно ионизирующего излучения и радионуклидов, так и загрязненной окружающей среды. Однако в стране до сих пор нет единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения, которую в соответствии с постановлениями правительства должны были ввести еще в 1999-2000 годах.

Важным направлением деятельности НКРЗУ является безопасность обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом. Следует учитывать, что на территории Украины накоплен большой объем отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов, качество обращение с которыми в значительной мере определяет уровень радиационной безопасности не только нынешних, но и будущих поколений. Кроме того, со времен бывшего Советского Союза осталось много радиоактивных источников, значительное количество военных “могильников”.

То есть для Украины, пережившей Чернобыль, радиационная опасность останется актуальной еще надолго?

– Не только для Украины. И проблема не только в Чернобыле. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 60% дозы облучения человека в течение жизни обусловлено природными факторами – содержанием радона-222 в воздухе, при этом, скажем, доля, приходящаяся на аварийное “чернобыльское” облучение, не превышает 3%. Но у нас, в Украине действительно своя специфика. В результате облучения радоном ежегодно заболевает раком легких почти 8 тысяч наших соотечественников, а у шахтеров урановых рудников риск профессионального заболевания раком в шесть раз превышает допустимый уровень. Усложняет радиационную ситуацию и неуправляемое затопление шахт во временно неподконтрольных властям районах на востоке Украины, из-за чего возникает опасность накопления в подвальных помещениях жилой зоны взрывоопасного метана и радиоактивного радона.

Это звучит прямо очень угрожающе…

– Да, в целом ситуация в сфере защиты ядерной безопасности и радиационной защиты населения на временно оккупированных и прилегающих к ним территориях вызывает большое беспокойство. По состоянию на 2014 год на территории Донецкой и Луганской областей находились 11784 радионуклидных источника ионизирующего излучения. После 2014 года, в результате известных событий, контроль за такими объектами потерян.

Поэтому Комиссия подготовила соответствующие предложения, которые подробно обсуждались на встрече с вице-премьер-министром Украины – министром по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексеем Резниковым. Комиссией предложен ряд научных и практических мероприятий по улучшению ситуации, в том числе – проведение комплексного дистанционного исследования земной поверхности Донбасса приемами спутниковой альтиметрии для определения потенциальных районов локальных землетрясений, оползней, других геологически опасных явлений. Предложили также применить технологию спектрозональных съемки для определения миграции радионуклидов, особенно радона, в грунтовых водах и подземных горизонтах затопленных шахт и тому подобное.

Также Комиссия в пределах своих полномочий и в сотрудничестве с органами исполнительной власти изучила ситуацию, сложившуюся в результате лесных пожаров в зоне отчуждения ЧАЭС. Проанализировав предоставленную информацию, Комиссия предложила разработать и принять комплексную национальную программу предотвращения широкомасштабным пожарам с учетом опыта США (Калифорния), Канады (Альберта) и Австралии (Южный Уэльс). Эта программа должна включать следующие направления: предотвращение, профилактику и мониторинг возникновения пожаров, реагирования на чрезвычайные ситуации, прогноз последствий; тушения пожаров и комплексную (в т. ч. радиационную) защиту персонала; минимизацию последствий и гражданскую защиту населения в зоне влияния пожаров; экспертное и научное сопровождение.

На базе НКРЗУ фактически создана площадка для обсуждения проблем развития научного потенциала Чернобыльской зоны отчуждения и обмена мнениями ведущих специалистов по вопросам организации и деятельности научно-исследовательского хаба.

Также считаю немаловажным налаживание тесных контактов и работу с общественностью. На сайте НКРЗУ регулярно публикуется актуальная информация по вопросам радиационной защиты. Примечательно, что чаще всего граждане обращаются в Комиссию по вопросам об определении статуса населенных пунктов, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения, определения территориальных границ зоны отчуждения, оценки влияния радиационного фактора на здоровье людей.

Комиссия активно сотрудничает с широким кругом заинтересованных институтов, которые так или иначе связаны с проблематикой ядерной безопасности и радиационной защиты населения.

Вы являетесь членом Комитета Верховной Рады Украины по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и Автономной Республики Крым, города Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений. Как считаете, с чего должна начинаться деоккупация? Как, на Ваш взгляд, сегодня надо действовать, чтобы эти территории были возвращены Украине в кратчайшие сроки, а прилегающие к фронтовой зоне украинские населенные пункты развивались спокойно и планомерно?

– Это серьезная многоплановая проблема, которую можно будет решить только комплексно – под патронатом Президента Украины, естественно при участии парламента и Кабмина, дипломатического ведомства, международных структур.

А вот что касается прифронтовых территорий – это вопрос, который нужно держать на контроле каждый день. Ведь речь идет, по сути, об украинских форпостах. Любая внутренняя турбулентность в таких городах, связанная с экономическими или политическими конфликтами, не допустима.

К примеру, в Константиновке, что находится в Донецкой области, в нескольких десятках километров от линии фронта, вот уже без малого 20 лет успешно работает Константиновский завод металлургического оборудования – один из флагманов отечественной отрасли цветной металлургии. Для маленькой промышленной Константиновки КЗМО – один из градообразующих – несмотря на то, что в городе действует еще около двух десятков предприятий. Завод обеспечивает вполне конкурентную зарплату полутысяче сотрудников. Согласитесь, стабильная работа и стабильная зарплата – это в любом случае дорогого стоит, а в прифронтовой зоне значит даже куда больше, чем в “мирных” регионах.

Однако спокойному функционированию завода и стабильной жизни всего городка препятствует информационная компания с “применением”, как стало известно, судебного фактора. Замечу, что – к чести менеджмента и коллектива завода – на сегодняшний день он продолжает нормально работать, ни один контракт не разорван, ни один проект не свернут. Постоянно появляется новая продукция. Четверть всего объема уходит за рубеж, пополняя госбюджет валютной выручкой. Предприятие на протяжении всей своей истории всегда было прибыльное, оно исправно платит налоги и входит в число крупных налогоплательщиков.

Отмечу, что такие заводы и такие проекты всецело поддерживаются Президентом, Правительством, депутатским корпусом и нашим парламентским комитетом, им уделяется особое внимание, поскольку их работа принципиально важна не только для региона, но и для всей страны. К тому же, мною были отправлены депутатские запросы соответствующие органы, чтобы они обратили внимание на эту ситуацию, приняли меры. Ведь важно остановить необоснованное, в том числе, судебное и информационное преследование менеджмента завода и его собственников, не допустить принятия в этом вопросе ошибочных решений. И надеюсь, что турбулентность вокруг КЗМО все же удастся погасить в самое ближайшее время.

На сегодняшний день Вы являетесь соавтором свыше двух десятков законопроектов, которые сейчас в разной стадии рассмотрения. Какой могли бы выделить особо?

 – Дело не в количестве. Пожалуй, остановлюсь на законопроекте № 5379 – о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно содействия развитию территорий, получивших радиоактивное загрязнение вследствие аварии на ЧАЭС. Он призван усовершенствовать радиологический контроль за такими территориями и внедрить их дозиметрическую паспортизацию.

Вернусь к той теме, с которой начали нашу беседу: вопрос преодоления последствий Чернобыльской катастрофы и восстановления загрязненных территорий остается в Украине крайне острым. В то же время, за период, прошедший после аварии, накоплен огромный опыт. И он свидетельствует о негативном влиянии на здоровье человека как непосредственно ионизирующего излучения и радионуклидов, так и загрязненной окружающей среды. Однако в стране до сих пор нет ни единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения, которую в соответствии с постановлениями правительства должны ввести еще в 1999-2000 годах. Ни надлежащего контроля за загрязненными территориями. Законопроект может сдвинуть вопрос в практическую плоскость.

В принципе, хотелось бы отметить атмосферу творческого конструктивного взаимодействия, в которой работает и наша комиссия, и наш комитет. Это очень важный фактор, без которого невозможен успех законотворческого процесса.

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *