В Верховной Раде Украины зарегистрирован проект постановления о увековечивании памяти детей, погибших из-за вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины. Пока не совсем ясно, о чем идет речь, поскольку пояснительной записки к документу на официальном ресурсе ВР нет. Будет ли это памятник или мемориал, или память о погибших детях украинцы выразят в чем-то другом – узнаем позже. Пока же – о том, что происходило за эти семь лет в Донбассе и кто стал жертвой вооруженной агрессии, называемой в народе просто – война.
Сколько их?
Данные о точном количестве погибших с 2014 года детей по обеим сторонам линии разграничения на Донбассе разнятся. Скорее всего, причина в том, что информацию с неподконтрольной территории очень трудно верифицировать (проверить, узаконить), пусть даже ее озвучивают сотрудники Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ и миссии ООН. Мониторы из этих международных организация сообщают в своих отчетах, что “власти” самопровозглашенных республик зачастую не пропускают их в населенные пункты или на место событий. А значит, определить и доказать факт той или иной трагедии становится просто невозможно.
Дети стали разменной картой этой войны, и сколько их, загубленных душ, точно сказать нельзя… По данным на июнь прошлого года от командования Сухопутных войск ВСУ, с 2014-го в Донбассе погибли более 240 детей, 56 пропали без вести, травмы и ранения получили более 500 детей.
Мониторинговая миссия ООН на тот же июнь 2020-го сообщает о гибели 147 детей (98 мальчиков и 49 девочек) и ранении 363 детей.
– А также тысячи детей нуждаются в помощи с проблемами физического и психического здоровья, – подчеркнул тогда Постоянный представитель Украины при ООН Сергей Кислица на открытых дебатах Совбеза ООН. Сейчас Украина считается одной из стран, наиболее страдающих от мин и остатков взрывных устройств. Которые, как и обстрелы, тоже являются причиной гибели детей и взрослых.
У линии разграничения с обеих ее сторон, по данным ЮНИСЕФ, около 400 000 детей вынуждены ежедневно ходить в школы и обратно по заминированной местности. В свободное время предоставленная сама себе детвора также рискует потерять жизнь и здоровье – неизвестные предметы взрываются при попытке их нагреть или разобрать.
В отчете ОБСЕ по Донбассу за 2017-2019 годы (а 2017-й был пиковым по количеству обстрелов и фактов гибели мирных граждан) указано, что основная доля жертв среди гражданского населения связана с обстрелами из тяжелого вооружения: минометов, гаубиц, реактивных систем залпового огня и танков. Второй основной причиной жертв среди гражданского населения были мины, неразорвавшиеся боеприпасы и другие взрывоопасные предметы, к примеру: самодельные взрывные устройства, мины-ловушки и боеприпасы. На третьем месте по числу жертв – пострадавшие от поражения огнем или стрелкового оружия и легкого вооружения.
Истории погибших детей страшны, как никакие другие, и виноваты в этом взрослые – по какую бы сторону линии разграничения они ни находились. Они и мишени, и случайные жертвы, и прикрытие для воюющих взрослых.
Первая жертва
Одной из первых детей – жертв войны в Донбассе стала 6-летняя жительница Славянска Полина Сладкая. Девочка погибла 8 июня 2014 года от снарядов, прилетевших в толпу людей, стоявших в очереди за водой в центре города. Часть людей бросилась искать укрытие в старом доме, в том числе и Полина. Осколками ребенок был изранен настолько, что смерть наступила почти мгновенно.
Прожила всего 10 месяцев
Самой крохотной жертвой войны в Донбассе стала 10-месячная Кира Жук из Горловки. 27 июля 2014 года мама Кристина гуляла с ней в одном из парков Горловки. На следующий день семья должна была покинуть город и уехать в Киев – поезда из Горловки уже не ходили, но удалось договориться со знакомым автовладельцем. Резко начавшийся обстрел прервал планы и жизни 23-летней мамы и крохотной дочки. Вместе с ними погиб 15-летний юноша по имени Дмитрий, который тоже был в парке с подругой. Девушку ранило осколками. Всего в этот день погибло 27 человек, среди них – 5 детей.
Генпрокуратура Украины открыла уголовное дело после заявления мамы погибшей Кристины о совершении террористического акта. Однако все эти годы дело тормозится: по ответам ведомства, проведение следственных действий невозможно из-за продолжающейся антитеррористической операции (сейчас – Операции объединенных сил).
|
Смертельный футбол
В ноябре 2014 года снаряды разорвались на футбольном поле школы № 63 в Куйбышевском районе Донецка. Четверо ребят, игравших там в футбол, получили множественные ранения осколками, двое – семнадцатилетний Андрей Елисеев и ученик – четырнадцатилетний Даниил Кузнецов – погибли. Из-за обстрелов в школу долго не могла подъехать скорая помощь. Лечение и реабилитацию пострадавших детей взял на себя тогда Фонд Рината Ахметова, который учился в свое время в этой школе.
Международная организация Amnesty International потребовала объективного и честного расследования, СБУ открыла дело, а мониторинговая миссия ОБСЕ сообщила, что ее представители не занимаются расследованиями, а только приезжают на место событий и констатируют то, что видят собственными глазами.
|
|
Их было трое
12 февраля 2015 года Горловка опять содрогалась от обстрелов. Вот-вот должны были быть подписаны “Минск-2” и соглашение о прекращении огня. Но семья Коноплевых об этом не знала – родители прятали своих детей в ванной, думая, что там самое безопасное место в квартире. Однако снаряд попал именно в ванную… Двухлетний Кирилл, 8-летняя Даша и 13-летняя Настя погибли моментально под обрушившимися потолком и стенами. Мама детей в это время находилась в кухне, куда после взрыва снаряда ее успел вытолкнуть из коридора муж.
|
Не добежал до укрытия
13 февраля 2015 года под обстрелом оказался город Бахмут. Больше всего пострадала его восточная окраина – снаряды попали в детский сад, школу и в частный сектор. Второклассник Егор Молодецкий гулял с друзьями на улице, когда с неба начали падать смертоносные снаряды. Все побежали в укрытие или бросились на землю, как им рассказывали в школе. Добежать до убежища Егор не успел. Школу № 4, где он учился, изрешетило осколками.
Погиб в своем доме
Январь 2015 года для Мариуполя выдался тяжелым – обстрел “градами” и “ураганами” микрорайона Восточный унес жизни 30 человек, в том числе двоих детей, раненых было 93 человека. Один из них – 4-летний Станислав Кашин, который находился у себя дома по улице Звездной. Также среди погибших – 15-летняя девочка, которая скончалась от полученных ран в больнице.
Обстрел на дороге
12-летняя Саша Мамедханова, жительница Донецка, в июле 2014 года получила огнестрельное ранение головы, когда вместе с родителями ехала в автомобиле по дороге между городом Доброполье и пгт Святогоровка. Саша училась в лицее № 71 в Куйбышевском районе Донецка. В Святогоровку семья ехала в эвакуацию к родственникам.
Последние факты
О погибшем во время взрыва неизвестного устройства 4-летнем Владике Дмитриеве “КП” в Украине” рассказала совсем недавно. Буквально через несколько дней в Славяносербске под Луганском на мине подорвался 16-летний подросток. Скорая и МЧС не смогли к нему быстро добраться – ждали разрешения местных властей из-за того, что местность сильно заминирована. Подросток скончался в больнице от полученных ранений.
В мире есть дата 4 июня – это Международный день невинных детей – жертв агрессии. Дата установлена ООН в 1983 году, и, увы, для Украины это уже не просто один день в календаре…
Да, международные организации пугающе часто фиксируют взрывы, обстрелы и гибель детей и взрослых в Донбассе. Все, что могут иностранные представители – требовать расследования и наказания виновных. Сделать это может только государство – Украина. По всем фактам гибели детей открыты уголовные дела, однако из-за военных действий почти все они находятся в “подвешенном” состоянии из-за невозможности установить истину произошедшего.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Гибель ребенка в Донбассе: запоздалая реакция Украины и перспективы расследования
Источник: kp.ua