Пять вопросов о борьбе президента с олигархами

На этой неделе форум из серии “Украина 30” посвящен борьбе с олигархами. В понедельник премьер рассказывал о том, как будет развиваться экономика в ближайшие 10 лет, а во вторник президент Владимир Зеленский приехал на мероприятие и призвал начать борьбу с олигархами, которые, по его мнению, использовали свои состояния против Украины.

Что сказал президент

Свое выступление на форуме “Украина 30. Экономика без олигархов” президент начал с шуток о том, что он уже начал узнавать людей под масками, и о том, что генпрокурору можно ходить без маски, мол, зараза к заразе не пристает. После этого он перешел к серьезным темам и предложил на основе его законопроекта об олигархах как можно скорее разработать пакет законодательных инициатив для преодоления олигархической системы.

По словам президента, олигархи, пользуясь слабостью государственных институтов и системной коррупцией, за бесценок получали ресурсы, активы и преференции для собственного обогащения, а сегодня используют эти состояния против своей же страны.

“Теперь будет иначе. Все, что мы хотим, – понятные, прозрачные, равные и единые правила для всей Украины. Неважно, маленький ли ты предприниматель, фермер, крупный магнат или иностранный инвестор. Равные правила для всех”, – подчеркнул он.

Владимир Зеленский заявил, что государственные институты и суды должны быть независимы не только от других ветвей власти, но и от крупного бизнеса.

Президент Зеленский уверен, что на основе его законопроекта можно выстроить целую систему, которая позволит побороть в Украине олигархат. Фото: nes2030.org.ua

Как видят деолигархизацию в ОП

Про президентский законопроект и его слабые стороны мы уже писали. Однако на его основе должны появиться ряд правительственных законопроектов, которые и смогут уменьшить влияние олигархов. При этом экономический советник Зеленского Олег Устенко настроен весьма оптимистично.

– Деолигархизация будет иметь прямые экономические последствия, – считает Олег Устенко. – Она даст возможность экономике страны расти и наверстывать упущенные за десятилетия возможности. Возможности жить лучше. Лучше – как минимум – в два раза. Лучше потому, что очень “ограниченная группа заинтересованных лиц”, никогда не создавала возможности для развития реальной рыночной конкуренции. И не просто не создавала, а не давала возможности создавать. Лучше потому, что только “крупный игрок”, срощенный с властью, имел реальную возможность “защитить” свою собственность и “решить” все вопросы в судах, а малому или среднему предпринимателю надо было “вылезти из кожи вон” для того, чтобы на него обратили внимание. В противном случае шансов для него не оставалось.

По его словам, деолигархизация – это возможность “убрать возможность принимать государственные решения в пользу большого бизнеса за счет всех остальных”.

– Деолигархизация – это не просто идентификация олигарха по отдельным первичным и вторичным признакам с последующим принуждением к “изменению статуса”, – говорит Олег Устенко. – Это еще и обеспечение прав собственности, и судебная реформа, и борьба с коррупцией, и снижение барьеров для ведение бизнеса, и многое другое. То, что должно вернуть ВВП Украины не просто на уровень довоенного 2014 года в 180 млрд долларов, как это ожидается в текущем году, а то, что должно дать значительно больше. Дать стране ВВП в 400 млрд долларов.

По его словам, увеличенная конкуренция и цивилизованное бизнес-поле с прозрачными и понятными – уже для всех участников – правилами игры с лихвой компенсирует снижение “годового заработка” возросшей стоимостью активов.

Борьба или передел собственности?

К слову, президентский законопроект довольно расплывчатый с точки зрения параметров определения олигархов. Например, в нем есть понятие – “значительное влияние на СМИ”, но кто и как будет определять значимость этого влияния, непонятно.

– У нас в законодательстве нужно прописывать все очень четко, – говорит экономист Алексей Кущ. – Если в законе написано, что не может владеть, например, больше 5% СМИ, тогда это будет понятный критерий. В противном случае, мы получим совершенно непрозрачный инструмент, при помощи которого можно будет наказывать одних и не замечать нарушений у других бизнесменов.

При этом все опрошенные нами эксперты говорят, что олигархи в Украине – это не столько богатые люди или владельцы СМИ, сколько те крупные финансово-промышленные группы, которые имеют монопольное положение на рынке.

– Можно заменить слово “олигарх” на “монополист” и заниматься демонополизацией, – говорит экономист Виктор Скаршевский. – Для этого, кстати, не нужно принимать никаких дополнительных законов. Просто выполнять действующие. Все остальное от лукавого. Так называемая деолигархизация сведется к политическим преследованиям, атаке на медиа и переделу собственности.

Как бороться?

Экономист Тарас Козак считает, что для борьбы с олигархами нужно расширить полномочия Антимонопольного комитета.

– Мировой опыт показывает, что антимонопольные органы – наиболее действенный инструмент в противодействии олигархам, – говорит Тарас Козак. – Антимонопольный комитет должен реально бороться против картельных злоупотреблений, а также проверять сделки по формированию медиа-холдингов.

Также,по его словам, олигархи пользуются упущениями в законодательстве и избегают уплаты экологических налогов при добыче полезных ископаемых. Также они имеют влияние на госкомпании и с удовольствием выкачивают из них средства.

– Нам нужна реформа государственного корпоративного управления, – говорит Козак. – Этот шаг сделает работу государственных предприятий прозрачной и эффективной, обеспечит независимость предприятий от влияния политиков и олигархов. В 2020 году компании, якобы принадлежащие всем украинским олигархам, нанесли ущерб на 73 млрд грн. А состояние олигархов за это время значительно возросло.

Где искать олигархов?

Экономист Алексей Кущ говорит, что найти олигархов не так-то и сложно. По его словам, олигархическая модель экономики – это монополизм и ориентированность ФПГ на получение коррупционных экономических рент – контроль за добычей и экспортом природных ресурсов, использование системной инфраструктуры страны для снятия финансовых “сливок” с населения.

– Это африканский формат экономики, когда для тотального контроля нужно всего-навсего захватить в стране системы водоснабжения и электрические сети: каким бы ни было нищим местное населения, оно всегда будет платить за воду и свет, отказывая себе в хорошем питании, одежде, лечении или оплате образования для детей, – говорит Кущ. – В Украине к этой модели добавляется еще и газ вместе с теплоснабжением. Сейчас коррупционные ренты расширились на такие сферы, как рубка леса, янтарь. Вскоре к ним присоединится и рынок земли.

По его словам, вместо того чтобы бороться с “основами” явления и нанести удар в сердце олигархической модели экономики, законопроект Зеленского лишь имитирует эту борьбу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Закон против олигархов: кому в Украине надо его опасаться

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *