Конституция или безопасность? Где начинаются и заканчиваются полномочия СНБО

Основной и профильный законы отводят Совету национальной безопасности и обороны координирующие и контролирующие функции. Но последние решения СНБО больше похожи на позицию полноправного органа власти. Отключение от эфира трех каналов, введение санкций в отношении депутатов, граждан Украины, запрет на полеты, торговлю сети спорттоваров…

В перспективе – наказание новых депутатов, разгром офшоров и экспроприация незаконно нажитого. Планы СНБО, которые озвучил в телеэфире Алексей Данилов, тянут уже не просто на власть, а на следствие, прокуратуру и суд вместе взятые.

Что не запрещено, то разрешено

Собственно, о полномочиях речь в законе “О Совете национальной безопасности и обороны Украины” даже не идет. У СНБО есть функции и компетенция. К первым относятся внесение предложений президенту, координация и контроль исполнительной власти на предмет безопасности в мирное и военное время.

В компетенцию входят определение стратегических национальных интересов, разработка проектов, программ, доктрин, рассмотрение вопросов оглашения военного положения, зон чрезвычайных экологических ситуаций и многое другое, что вращается вокруг понятий безопасности и обороны.

– Ключевым словом здесь является “безопасность”, – говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. – Это очень широкое понятие. Когда в стране форс-мажорные обстоятельства, под вопросы безопасности можно подвести какие угодно события, слова, действия. И этим будет оправдано любое решение СНБО.

Что есть, то есть – границы в компетенции Совета законом не поставлены. То есть не сказано, в какие вопросы политики, экономики, культуры совещательный орган может вмешиваться, а в какие – нет. А когда не запрещено, то по умолчанию разрешено – есть такая юридическая точка зрения.

– У нас сейчас состояние войны, хоть она и не объявлена, – отмечает Вадим Карасев. – Совет по нацбезопасности и обороне – это как Ставка главнокомандующего. Органа, который служил бы противовесом, нет и органа, который контролировал бы законность решений, тоже.

У Виктора Медведчука, Оксаны Марченко, Тараса Козака с гражданской супругой остается шанс обжаловать санкции в суде. Но вряд ли Фемида решится выступить против Ставки главнокомандующего и той части населения страны, которые поддерживают стратегию “железной руки”.

Два иска, поданных якобы в интересах каналов Медведчука, Верховный суд уже отклонил. И хоть сами телестудии авторство жалоб не признают, картинка вышла показательная.

Вадим Карасев. Фото: Фейсбук

А Конституцию читать не пробовали?

“…Дальше будут офшоры, далее будет собственность, далее будет всё, что украли с 1991 года, возвращено украинскому народу”, – анонсировал работу СНБО его секретарь Алексей Данилов.

– Секретарь не имеет полномочий на процессуальные действия. У него организаторские функции – подготовить повестку дня, собрать экспертные мнения, провести заседание, обеспечить выполнение решений, если они введены в действие указом президента. Я был членом СНБО с 2005 по 2010 годы и знаю, как этот орган работает, – говорит бывший глава Службы внешней разведки, генерал армии Николай Маломуж.

По словам эксперта, компетенция Совета по нацбезопасности все же имеет рамки – их ставит Конституция.

– Которая гласит, что только суд может ограничить граждан Украины в их правах, – говорит Николай Маломуж. – И даже такой авторитетный орган, как СНБО, не вправе нарушать Основной закон. Я разделяю мнение, что некоторые политики, народные депутаты могут действовать вопреки интересам Украины, согласен, что есть признаки финансирования терроризма. Совет по нацбезопасности вправе заострить на этом внимание, дать поручение СБУ, ГБР или МВД провести всестороннее расследование. Но дальше его компетенция заканчивается. Вся власть над ситуацией переходит к следственной группе.

Николай Маломуж. Фото: Википедия

Не толкайте президента

Если брать букву закона, в рамках уголовного дела о финансировании терроризма, на которое ссылается СНБО, Служба безопасности Украины должна собрать доказательную базу, предъявить подозрения фигурантам (насколько известно, таких пока нет) и ходатайствовать перед судом об аресте имущества, активов, счетов, через которые проходили деньги.

– Если государственной тайны нет, все это должно проходить публично, и процесс тоже должен быть открытым, – говорит Николай Маломуж. – Если речь идет о возвращении государству незаконно приватизированного имущества, СНБО вправе обратиться в Минюст с просьбой представлять интересы Украины в суде, но не принимать самостоятельных решений.

Николай Маломуж считает, что в нынешнем составе СНБО создал  нехороший прецедент, который подталкивает президента к нарушению Конституции.

– Я был советником у двух президентов, знаю, что такой соблазн был и раньше. Но я всегда говорил, что глава государства тоже несет персональную ответственность, – заключает наш эксперт.

“Вы увидите еще больше и интереснее”, – пообещал Алексей Данилов. Что ж, и правда поживем – увидим.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как санкции против Медведчука, фармацевтов и сети “Спортмастер” отразятся на простых гражданах

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *