Информация о том, что Зе-команда начала вести коалиционные переговоры с коллегами из других фракций, активно обсуждается с осени прошлого года. Развал монобольшинства и формирование новой парламентской коалиции “на двоих или троих” тогда называли делом ближайшего времени.
Но на календаре уже середина марта 2021 года, а “Слуга народа” продолжает работать в режиме фракции-коалиции. Удастся ли “слугам” и дальше сохранять монобольшинство или под действием ряда внешних и внутренних факторов все-таки придется заключать политический союз с другими партиями и делиться властью?
“Батькивщина” готова, а “Слуги” вспомнили про идеологию
О том, что новая коалиция неизбежна, 15 марта заявила лидер “Батькивщины” Юлия Тимошенко. Она уверяет, что ее политсила готова помочь “слугам” не столкнуть экономику и социалку страны в бездну.
– Когда я увидела, насколько тяжелая экономическая, медицинская, социальная ситуация, насколько все это загнано в тупик, я просто вышла и сказала: слушайте, дальше это уже может быть невозобновляемым, мы просто можем пройти точку невозврата, давайте делать сильное национальное правительство, давайте делать сильную политику, сильные решения и действовать немедленно, – сказала Тимошенко в эфире телеканала “Украина-24”, тем самым дав понять, что “Батькивщина” готова войти в коалицию.
А вот “слуги” уверяют, что не готовы к такому политическому союзу.
– Мы можем взять “Голос”, “Довіру”, “За майбутнє”, “Батьківщину” и сделать коалицию на 320 голосов. Такой проект существует. В теории. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях, – сказал глава фракции “Слуга народа” Давид Арахамия, уточнив, что “детали” – это разные идеологические платформы, на которых стоят Зе-команда и “бело-сердечные”.
– Простой пример: рынок земли для нас – программное обещание, которые мы выполнили, для Юлии Тимошенко – священная война. Как мы можем этот простой вопрос решить в коалиции? Я не понимаю, – отметил Арахамия.
К тому же “Слуги” уверяют, что на сегодняшний день нет юридических оснований говорить о коалиции с “Батькивщиной”. Фракция монобольшинства официально насчитывает 245 “штыков”. Но о том факте, что не всегда хватает голосов, чтобы самостоятельно принимать законы, в Зе-команде предпочитают умалчивать.
– Сейчас коалиция – это монобольшинство, и никаких юридических оснований говорить о коалиции нет. Но мы же не запрещаем другим фракциям голосовать за те или иные законы, если они не противоречат их убеждениям, программе и так далее, – сказала замглавы фракции “Слуга народа” Евгения Кравчук.
|
В ожидании исхода 40-50 депутатов
Пока ситуация в монобольшинстве худо-бедно выглядит стабильно. Но не исключен сценарий, что очень скоро фракция может посыпаться, и на стороне больше не удастся заручиться поддержкой при важных голосованиях.
– Многое зависит от того, как будут развиваться события вокруг Игоря Коломойского. Если украинская власть в унисон с американцами захочет применить к Игорю Валерьевичу санкции, начнутся какие-то уголовные дела, которые задевают его интересы, то не исключаю, что он может мобилизовать своих депутатов как внутри фракции “Слуга народа”, так и вне ее. На него ориентируется около полусотни депутатов. И если они начнут бунт, то переговоры о формировании новой коалиции придется активизировать, – говорит политтехнолог Андрей Золотарев.
Эксперт подчеркивает, что перманентные переговоры о возможности создания нового парламентского большинства ведутся с сентября 2020 года.
– Сейчас “слуги” подогревают слухи о коалиции с “Батькивщиной” с целью шантажировать “группу Коломойского”. Посылают некий сигнал: уйдете вы, на ваше место придут другие – невелика беда, – расшифровывает кулуарные слухи политтехнолог Алексей Якубин.
Время “Ч” спрогнозировать сложно, но, скорее всего, какая-то четкость относительно этого вопроса должна появиться в течение ближайших месяцев.
Политологи едины во мнении – Тимошенко согласится войти в коалицию только при условии, что “слуги” поделятся кусочком кадрового пирога.
– Безусловно, Тимошенко хотела бы стать премьер-министром. Но у Зеленского есть серьезная фобия на этот счет. Поэтому, думаю, торги будут идти вокруг нескольких министерских кресел. Большая часть электората “Батькивщины” – аграрии. Целесообразно иметь своего министра аграрной политики. На эту должность может претендовать Иван Кириленко. Интересен команде Тимошенко и пост министра, занимающегося ЖКХ. Портфель мог бы достаться Алексею Кучеренко, – рассуждает Андрей Золотарев. Не стоит забывать, что привлекательными могут быть и должности руководителей ряда госпредприятий.
– Если говорить, с кем выгоднее “слугам” создавать коалицию – с “Батькивщиной” или с “Голосом”, то можно сказать, что кадровые аппетиты скромнее у “Голоса”, но идеологически они более требовательны. “Голос” начнет диктовать свою повестку дня, сталкивая “Слугу народа” в условно электоральное поле партии “Европейская солидарность”, – анализирует Алексей Якубин.
Еще один фактор, который не в пользу коалиционной привлекательности “Голоса”, – абсолютная несплоченность его рядов. Фракция все больше напоминает овец без пастуха. Бывшие соратники Святослава Вакарчука в ответственный момент могут разделиться во мнении, нужно ли входить в коалицию, а также демонстрировать разношерстность при принятии важных решений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Планы Рады: до июля сократить количество депутатов до 300, а до декабря завершить медреформу
Источник: kp.ua