Без сбережений…
– Угроза потери работы стала для меня постоянным кошмаром, – признается киевлянка Алла. – Несколько знакомых остались без работы еще год назад и до сих пор перебиваются случайными заработками. Ума не приложу, на что они живут, и даже думать боюсь, как бы я справлялась в аналогичной ситуации – помочь мне некому.
Понять Аллу несложно. Жить без работы и, соответственно, дохода, даже непродолжительное время не очень комфортно, учитывая, что сбережения у подавляющего большинства наших сограждан стремятся к нулю. Как показал мартовский опрос, проведенный компанией Research & Branding Group, 30% украинцев вообще не имеют никаких “кубышек”, а четверть опрошенных признались, что их заначек хватит не более чем на месяц.
Неудивительно, что безработица стабильно входит в тройку основных проблем страны наряду с общей неудовлетворенностью жизнью и войной на востоке. И карантинный год только усугубил ситуацию: если в первом квартале 2020-го уровень безработицы составлял 8,9%, то по итогам года – уже 9,9%.
По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, для экономики вообще и для бизнеса в частности любой карантин является большой проблемой. Сфера услуг и представители других сфер сокращают персонал, число безработных растет, падение ВВП ускоряется. Но при этом карантины и локдауны никак не помогают улучшить ситуацию с коронавирусом, поскольку медицина работает так же плохо, как и без карантина и локдауна.
При этом эксперты напоминают, что нашему показателю безработицы доверять трудно: слишком много самозанятых, фиктивно трудоустроенных, трудовых мигрантов, которые никак и нигде не учитываются.
– Несмотря на то что официальный уровень безработицы по состоянию на начало 2021-го не превышает 10%, реальная картина совершено иная: на самом деле безработица втрое, а то и вчетверо выше, – отметил в комментарии “КП” в Украине” руководитель компании Perfomance Management Сергей Сароян. – Сомневаться в данных Госстата заставляют отсутствие реального учета трудовых мигрантов, а также тот факт, что далеко не все в стране становятся на учет по безработице, поскольку не рассчитывают найти работу через службу занятости.
Словом, ориентироваться на официальную статистику можно, в первую очередь, обращая внимание на динамику, и вот она-то как раз безрадостная: судя по всему, безработица постепенно захватывает украинский рынок труда.
Почему Харьков?
Справедливости ради надо сказать, что ситуация с безработными в разных регионах страны различается в разы. Судя по данным Госстата, вполне ожидаемо наиболее печально дела обстоят на востоке страны (подробнее см. карту). Уровень безработицы в Донецкой и Луганской областях более чем в полтора раза выше, чем в среднем по стране. А самые благоприятные условия для поиска работы сложились в Харьковской области. И это немного удивляет, ведь мы привыкли что главный “город возможностей” в Украине – это Киев. Именно в столице сосредоточено огромное количество компаний и вакансий. Но со статистикой не поспоришь: если в Киеве по итогам прошлого года безработица составила 7,3% (что тоже вполне неплохо при среднем показателе по стране почти 10%), то в Харьковской области – 6,4%.
По мнению аналитика компании “Центр биржевых технологий” Максима Орыщака, здесь свою роль сыграли несколько факторов.
– Во-первых, Харьков – это достаточно молодежный город: почти половину населения города (около 47%) составляют люди моложе 35 лет, – говорит эксперт. – Так, именно Харькову в 2021 году предложили провести первый Форум молодежных советов Украины. Во-вторых, в области сосредоточено много компаний айти-сектора, так как именно здесь конкуренция за рабочее место молодого специалиста выше и выше сама концентрация специалистов.
Кроме того, продолжает Орыщак, Харьков хоть и входит в Топ-5 городов по стоимости квадратного метра жилья (как по аренде, так и по продаже), но ценник держится уверенно ниже Киева, Одессы и Днепра, да и стоимость рабочей силы не самая большая по стране. По данным Госстата, среднемесячный доход семьи из двух человек в Харькове составляет 15 050 гривен при средней стоимости аренды однокомнатной квартиры около 7600 грн. В Киеве это соотношение – 25 000 гривен заработной платы к 13 500 грн за аренду однушки.
Аналитик Алексей Кущ добавляет: безработица коррелируется с работой крупных промышленных предприятий. Чем больше в регионе бюджетных организаций и работающих заводов, тем ниже уровень безработицы.
– В регионах, где значительно сократилось количество предприятий, уровень безработицы по методологии МОТ будет высоким, – отметил Кущ в комментарии “КП” в Украине”. – В таких регионах много самозанятых людей, многие работают в теневой экономике. То есть важна степень сохранения индустриального ядра. В Харькове она достаточно высока – крупнейшие предприятия, пусть и с проблемами, но продолжают работать. Даже в Киеве, где на заводе “Арсенал” открывают фуд-корты, а в “Большевике” планируют открыть игровые зоны, эта степень сохранения ниже, что и нашло свое отражение в статистике.
|
Надо развивать внутреннее производство
Безработица отрицательно сказывается не только на наших кошельках, но и в целом на способности общества динамично развиваться. По словам экономиста Владислава Банкова, единственным универсальным рецептом снижения безработицы является рост экономики, но, к сожалению, в Украине нет никаких предпосылок к этому. Скорее, мы наблюдаем активность правительства, направленную на дальнейшее охлаждение экономики: усложнение налогового законодательства, усиление фискального контроля, ужесточение регуляторных норм. Все это скармливается украинцам под популистскими соусами, но истина в том, что подобные меры еще никогда не разгоняли экономику. Они не помогут ни наполнить бюджет, ни решить проблему безработицы.
Эксперты единодушны: если в стране не развивать внутреннее производство, прорыва не будет. Алексей Кущ не первый год говорит о том, что в современных условиях единственно верной стратегией является создание внутренних экономических кластеров. В идеале нужно создать 10-15 кластеров (энергетический, транспортный, фармацевтический, биотехнологический, нефтехимический и т.д.), которые смогут в условиях кризиса не просто продержаться на плаву, но и увеличить свою капитализацию. Основная идея заключается в переориентации внутреннего потребления на свой же внутренний продукт.
При этом Александр Охрименко считает, что ситуацию может, по крайней мере временно, спасти трудовая миграция. Отток заробитчан снизит безработицу в Украине и немного поднимет зарплаты на украинском рынке труда, но, разумеется, бесконечно пользоваться этим способом не получится.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Станут ли украинцы богаче, получая доход от наших недр
Источник: kp.ua