Без топлива и электричества: чем для Украины чревато обострение отношений с Беларусью

Политика в приоритете

Беларусь – один из крупнейших торговых партнеров Украины. Поэтому в связи с развитием конфликта между нашими странами возникает закономерный вопрос: как сильно заявления и действия политиков ударят по украинской экономике? Это в Европе семь раз отмерят и только потом один раз “врежут” санкции, но так, чтобы сами европейцы не только не пострадали, но и немного выиграли. В Украине все по-другому, и в запале наши чиновники могут наворотить такого, что потом еще и внукам достанется разгребать последствия.

– Украина будет двигаться вслед за общими трендами, – считает аналитик компании “Центр биржевых технологий” Максим Орыщак. – Соответственно, если все будут ограничивать политические отношения с Беларусью, то и Украина это сделает. Тот факт, что посольство Беларуси направило в Министерство иностранных дел Украины ноту протеста в связи с прекращением авиасообщения между Украиной и Беларусью, не дает оснований ожидать, что Украина “передумает”. Политические вопросы часто стоят в приоритете перед экономическими.

Главная угроза – топливо

В прошлом году торговый товарооборот Украины с РБ составил 4,2 млрд долларов. Согласно данным Госстата, мы продали белорусам товаров на 1,34 млрд долларов, а купили – на 2,87 млрд. Нетрудно посчитать, что торговое сальдо не в нашу пользу, причем на весьма внушительную сумму – более 1,5 млрд долларов. Но это вовсе не означает, что, перекрыв торговлю с Беларусью, мы улучшим наш торговый баланс. Ведь мы все равно не заменим белорусскую сельхозтехнику на отечественную, а будем ее покупать в другом месте. Так что если торговое сальдо с Беларусью и улучшится, то общее (которое, кстати, по итогам прошлого года составило без малого минус 5 млрд долларов) в лучшем случае не изменится.

Основным импортом из Беларуси для нас является топливо. Фактически вся Украина – от тракторов до танков – ездит на белорусском дизеле.

– Топливо – это действительно большая проблема, потому что замену нам не найти – не будем же мы покупать его в России, – говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Так что в случае чего придется покупать в Литве или Германии.

По словам Максима Орыщака, дефицит дизельного топлива в июне может составлять от 150 до 200 тыс. тонн.

– Если говорить о поставках топлива в будущем, то риск ухудшения политических отношений может поднять цены, – говорит эксперт. – Но в любом случае топливо нужно будет кому-то продавать. Значит, задача экспортера – сделать ценник таким, чтобы он подходил покупателю.

По словам эксперта, на сегодня Украина потребляет более 7 млн тонн дизельного топлива в год, импортируя две трети своих потребностей из РФ и Беларуси. При этом Орыщак напоминает, что в мае-июне вне зависимости от нынешних событий ожидалось сокращение поставок из-за перерыва на техобслуживание на белорусском Мозырском НПЗ.

В 2020 году торговый товарооборот Украины с РБ составил 4,2 млрд долларов. Фото: Ковальчук Виктор / УНИАН

С электроэнергией “разобрались” сами

Еще одним “критическим импортом” для нашей страны эксперты считают покупку электроэнергии. Правда, экономист Владислав Банков называет зависимость от импорта электроэнергии “условно критической”. По его словам, это частный случай, искусственно организованный в результате сговора олигархов и коррумпированных чиновников.

При этом аналитик Алексей Кущ считает ситуацию с электроэнергией гораздо более серьезной, поясняя: Украина не может существовать в формате энергоострова. По его словам, мы не можем не покупать электроэнергию для перекрытия пиковых нагрузок до тех пор, пока не интегрируемся в европейскую энергосистему.

Тем временем Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), на заседании в среду запретила покупать электроэнергию из Беларуси и России до 1 октября 2021 года. Будут продлевать запрет или нет – пока неясно, все зависит от того, насколько подготовленной Украина подойдет к отопительному сезону.

Эксперты говорят, что импорт электроэнергии из Беларуси и РФ останется как вариант для подстраховки. Конечно, есть риск, что в какой-то момент аналогичный “финт” может выкинуть и Беларусь, но, по словам экспертов, этот риск минимален.

– Судя по логике политики, которую проводит Лукашенко, он не будет не только ограничивать поставки, но даже не будет этим пугать, – отметил в комментарии “КП” в Украине” член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. – Во-первых, для Беларуси это существенный доход в бюджет. Во-вторых, на фоне предстоящей встречи Путина и Байдена Беларусь не станет специально нагнетать ситуацию. Они играют в паре с Россией и не будут вестись на провокации.

Без продуктов не останемся

По словам Владислава Банкова, несмотря на то что вероятность обострения существует, для простых украинцев это почти ничего не меняет. Многих беспокоят белорусские продукты, которые немало украинцев считают более вкусными и качественными. Но как раз с ними ничего не случится.

– Значительная часть “белорусских” товаров производится непосредственно в Украине, а ссылка на страну происхождения бренда – всего лишь маркетинг, – говорит Банков.

А Алексей Кущ и вовсе называет высокое качество белорусских продуктов мифом, который родился в 90-е и с тех пор никак не может “умереть”. По его словам, в 90-е после отказа от советских ГОСТов в Украине резко упало качество отечественных продуктов, а рынки оказались переполнены дешевыми зарубежными аналогами. На этом фоне белорусская еда, производившаяся по ГОСТам, была образцом качества.

Но за минувшие 30 лет ситуация кардинальным образом поменялась: многие советские ГОСТы безнадежно устарели, маркетинговый ряд товаров расширился (под многие из них ГОСТов просто не существует), а модернизация белорусских заводов значительно отстает от того, что происходит в развитых странах.

Так что, резюмировал Кущ, во-первых, сегодня о каком-то суперкачестве белорусских товаров говорить не приходится. Во-вторых, настоящих продуктов из Беларуси настолько мало, что существенного влияния на уровень и качество жизни среднестатистического украинца они не окажут.

Правда, Александр Охрименко называет другую возможную “продуктовую проблему”, касающуюся украинских производителей. По его словам, мы продаем в Беларусь немало кондитерской продукции, и, если белорусы ограничат ввоз, пострадают наши производители печенья и шоколада. В то же время белорусские покупатели вряд ли ощутят большие неудобства, поскольку их собственная кондитерская промышленность развита достаточно хорошо.

“Мы им нужнее”

То, что торговое сальдо между нашими странами отрицательное в пользу Беларуси, в какой-то степени играет нам на руку, поскольку означает: мы им нужнее. Опрошенные “КП” в Украине” эксперты единодушны: во внешней торговле белорусы зависят от нас больше, чем мы от них.

– Возможное обострение отношений между нашими странами нанесет удар по традиционным коррупционным цепочкам, организованным в сфере закупки коммунальной техники и транспорта, – ищет положительные моменты Владислав Банков. – Но в целом это может стать позитивом для нашей экономики, поскольку появится возможность поддержать наших производителей, убрав конкурентов. Что касается Беларуси, то для них мы более важный торговый партнер, чем они для нас. Думаю, что в случае поддержки санкций ЕС, экономика наших северных соседей быстро погрузится в “советскую реальность”, неизменным спутником которой является дефицит элементарных товаров.

Понимая, что по объему товарооборота и экспорта Украина занимает второе место среди всех торговых партнеров РБ, Беларусь сама не заинтересована в ухудшении отношений между нашими странами, резюмировал Максим Орыщак. Так что не исключено, что белорусы в ряде вопросов будут идти нам на уступки и договариваться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Санкции против Беларуси: Украина проигрывает по всем фронтам​

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *