19 января 38 лет исполнилось невероятной фигуристке, хрупкой красавице с железным характером Алене Савченко. Спортсменка из Обухова могла приносить медали чемпионатов мира и Олимпиад Украине, но после Игр-2002 в Солт-Лейк-Сити оказалась не нужна своей стране. И уже под флагом Германии осуществила все свои мечты, в том числе о “золоте” ОИ.
В честь дня рождения Савченко OBOZREVATEL решил показать, как менялась олимпийская чемпионка, которой восхищались во всем мире и которая, по собственному признанию, навсегда останется украинкой.
Ледовая история Алены началась в три года, когда ей подарили первые коньки, и отец, который был мастером спорта по тяжелой атлетике, привел девочку кататься на замерзшее озеро. А с пяти лет она начала заниматься на киевском катке “Льдинка”. На протяжении 9 лет ездила на тренировки из Обухова на автобусе, просыпаясь в 4 утра. Но не сдавалась.
Видео дня
Первым партнером Савченко стал Дмитрий Боенко, но пара распалась после чемпионата мира среди юниоров-1998, где они заняли только 13 место. Уже тогда Алена знала, что способная на большее. И же со Станиславом Морозовым под руководством Галины Кухар Савченко стала чемпионкой мира среди юниоров в 2000 году.
На Олимпийских играх-2002 молодая пара стала только 15-й, но была видна перспектива. Однако Станислав неожиданно получил тяжелую травму. И Алена решила искать себе нового партнера. В Украине такого не было. Тогда с Савченко захотел кататься россиянин Антон Неменко, который был даже готов переехать в Киев.
Однако финансировать новую спортивную пару федерация отказалась. Да и вообще во время выступлений Алены за Украину помощи от нее было маловато. После того, как Савченко решила переехать в Германию, ее вызвали в спорткомитет и попросили отдать все, что ей дала страна. И очень удивились, увидев перед собой лишь одно платье и одну пару коньков. Все остальные спортивные костюмы оплачивали родители фигуристки.
В Германию Алена попала с легкой руки журналиста Артура Вернера, который посоветовал 18-летнюю украинку молодому немецкому тренеру Инго Штойеру. А того как раз был без партнерши бывший чемпион Германии Робин Шолковы.
Когда Алена впервые увидела Робина, то побоялась, что они могут не сработаться: “Сомнения развеялись во время первого же выхода на лед, когда Шолковы сразу начал делать выбросы. Это означало, что мы нашли друг друга”.
С 2004-го по 2014-й год Алена и Робин выиграли все, кроме олимпийского “золота”. На Играх они дважды становились третьими. И после “бронзы” в Сочи-2014 Шолковы сказал, что устал и будет завершать карьеру. Но Савченко была не готова отказаться от своей мечты и все еще хотела кататься.
В 30 лет Алена снова начала поиски партнера с прицелом на Олимпиаду-2018. Снова был вариант с россиянином, но на этот раз Александром Энбертом. Но не сложилось и, как оказалось, к лучшему. Находкой для Савченко стал француз Бруно Массо, который был на пять лет младше украинку и побеждал лишь на национальном чемпионате.
Звездный статус Алены поначалу был для Массо проблемой. Она почувствовала это на первых тренировках, “как будто тяжелый груз лежал у него на плечах”. Тогда фигуристка сказала партнеру: “Бруно, забудь про все мои титулы, иначе мы ничего не добьемся. Мы теперь равные”.
Но Франция не хотела отпускать Массо. Поэтому обговаривался вариант выступления пары под флагом “ле бле”. Как признавалась Алена, подливал масла в огонь и ее их тренер Инго Штойер. В Германии ему отказали в финансировании, так как Инго подозревали в связях с тайной полицией, Штази, во времена ГДР. Поэтому Штойер хотел, чтобы пара выступала за Францию.
Но тренер запросил слишком много денег. А потом отказался от работы с фигуристами. Решение тренироваться в Оберстдорфе у Пегги Шварца стало для Алены судьбоносным. Ведь именно этот наставник привел Савченко и Массо, за которого в итоге заплатили Франции 30 000 евро отступных, к “золоту” Олимпиады-2018 в Пхенчхане.
В 2016 году в интервью “ЭГ” Алена рассказала, что с удовольствием выступала бы за Украину, но там нет условий для тренировок: “Так что спасибо Германии. Она нам условия предоставила”.
А также в Оберстдорфе Алена нашла своего мужа, английского художника Лиама Кросса. Родители Кросса служат в британской армии, а одна из военных баз НАТО находится как раз в Оберстдорфе.
Правда когда ребята познакомились в компании друзей, Лиам не знал, насколько титулована Алена. О том, что он влюбился в чемпионку художнику рассказал отец, который видел девушку по телевизору.
В 2016 году пара сыграла свадьбу в старинном замке в 70 км от Оберстдорфа. На праздник из Киева приехали родители Алены и Бруно, который быстро сдружился с мужем партнерши.
Через два года Лиам отправился с Аленой в олимпийский Пхенчхан, который должен был стать моментом истины для 34-летней фигуристки. После короткой программы немецкая пара шла четвертой, но с мировым рекордом откатала произвольную и в итоге выиграла у серебряных призеров из Китая лишь 43 сотых балла!
После оглашения результатов Алена рыдала. Бруно тоже не сдерживал слез, а счастливый Лиам прорвался сквозь охрану, чтобы поздравить любимую, которая наконец-то осуществила свою мечту и могла выдохнуть.
После Олимпиады Савченко и Массо выиграли и чемпионат мира-2018, немного покатались в ледовых шоу и перешли на тренерский мостик. А в сентябре 2019 года Алена стала мамой очаровательной девочки. Казалось, что теперь у Савченко есть все…
Но в июне 2021 года 37-летняя Алена удивила всех заявлением, что возвращается на лед и меняет гражданство. На свою шестую Олимпиаду она собирается под флагом США с 21-летним Томми-Джо Найманом. Как сообщал Spiegel, Алена рассчитывала на Массо, но Бруно из-за семьи и здоровья выбрал тренерскую карьеру.
Также Савченко не исключает, что в конце концов вернется работать в Украину: “Возможно, когда-то буду поднимать на родной земле этот вид спорта. Ведь в моей медали большая часть украинского. Я там начинала. Там живут мои родители. Я навсегда останусь украинкой. Не важно, где я буду жить”.
Ранее OBOZREVATEL писал, что знаменитый российский фигурист отказался от страны и будет выступать за США.
Источник: obozrevatel.com