Ультиматум Запада: сможет ли Киев выполнить формулу Штайнмайера

После сделки Германии и США по запуску “Северного потока” Берлин призвал Украину имплементировать в свое законодательство пресловутую “формулу Штайнмайера”. Эту же позицию разделяет и Франция.

Формальное право выставлять такие требования у Германии есть. Президент Украины Владимир Зеленский на встрече “нормандской четверки” в Париже, в декабре 2019 года, согласился на “формулу Штайнмайера”. Правда, с рядом оговорок. Сначала вывод войск и возврат контроля над границей, а только потом – выборы и особый статус.

Технология принятия формулы

Верховная Рада на основе этой формулы должна принять закон об особом статусе части Донбасса.

Закон вступит в силу в 2:00 по местному времени в день голосования на внеочередных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Сами выборы должны быть назначены и проведены в соответствии с Конституцией Украины и специальным законом Украины, регулирующим внеочередные местные выборы в вышеупомянутых районах.

Закон об особом статусе будет действовать на временной основе до дня опубликования миссией наблюдателей ОБСЕ итогового доклада о выборах. Если ОБСЕ признает выборы соответствующими всем стандартам, закон начнет действовать на постоянной основе.

До проведения выборов Верховная Рада Украины также должна принять закон об амнистии ОРДЛО.

При этом в “формуле Штайнмайера” нет ни одного слова о выводе войск и возврате Украине границы до проведения выборов.

О красных линиях

Председатель украинского парламента Дмитрий Разумков заверял, что в процессе подготовки нового закона об особом статусе Донбасса не будет перейдена ни одна “красная линия”.

“Выборы могут проходить исключительно по украинскому законодательству, и это одна из тех “красных линий”, о которых мы говорили.

Второе – выборы могут проходить только тогда, когда нет пулеметов, танков, другого оружия, поскольку все это не позволяет провести выборы. Когда будет достигнут компонент безопасности, тогда мы сможем исключительно по украинскому законодательству провести выборы на пока что временно оккупированной территории. Когда у нас будет контроль над границей, когда ОБСЕ признает эти выборы, именно тогда начнет работать так называемый новый закон об особом статусе Донбасса”, – заявил он.

– Имплементация формулы в закон об особом статусе будет зависеть от дальнейшего развития переговоров. Формально украинский парламент должен был принять это закон еще в прошлом году, после парижского саммита “нормандской четверки”.  Но в итоге это зависло, потому что Россия не захотела идти ни на какие ответные компромиссы. А в одностороннем порядке Верховная Рада принимать закон не будет. И уж точно она не будет ничего принимать в ответ на требования России и пожелания Германии. Но если появится прогресс в переговорах, то Офис президента обеспечит нужные голоса в парламенте, – считает политолог Владимир Фесенко.

Почему выступают против

Очевидно, что при условиях “формулы Штайнмайера” проведение честных выборах находится под большой угрозой. Поэтому Киев выступает категорически против такого сценария. 

Помимо этого, российская сторона требует, чтобы “формула Штайнмайера” должна быть интегрирована и в Конституцию Украины. А это является уже прямым путем к федерализации страны. Если Донбасс имеет особый статус, то почему другим регионам нельзя. Поэтому Киев категорически заявляет, что менять Основной закон под особый статус не станет.

Владимир Зеленский заявлял, что Украина никогда не пойдет на изменение Конституции Украины.

“Мы не допустим какого бы то ни было влияния на политическое управление Украиной. Украина – независимая страна, которая сама определяет свой политический путь”, – заявил он после встречи “нормандской четверки” в Париже.

– Введение “формулы Штайнмайера” в Конституцию ничем не поможет процессу урегулирования кризиса в Донбассе. И уж никак не поможет реинтеграции Донбасса в состав Украины. Наоборот, это даст возможность России и в дальнейшем влиять и расшатывать Украину. Поэтому в украинской власти, политической элите и обществе есть консенсус, что во время войны Конституцию нельзя менять. И этот вопрос никогда не получит поддержку в украинском парламенте, – поясняет политолог Олег Саакян.

В Украине заявляют, что ради “формулы Штайнмайера” не намерены менять Конституцию. Фото: Пресс-служба Офиса президента Украины

Что дальше

Сторонники “формулы Штайнмайера” говорят, что она необходима для дальнейшего урегулирования конфликта в Донбассе.

– Требование Германии – это свидетельство того, что власть провалила выполнение Минских договоренностей. В Париже на саммите “четверки” президент согласился на “формулу”. И теперь это нужно выполнять. И сам себя загнал в глухой угол, подписав ее. Потому что голосование в парламенте “формулы Штайнмайера” может произвести эффект бомбы, – считает политолог Виталий Бала.

А буквально недавно спикер Украины на переговорах в Минске Алексей Арестович заявил, что Киев не намерен включать “формулу Штайнмайера” в свое законодательство. Кроме того, в постановлении № 3809 от 15 июля 2019 года закреплено, что выборы в Донбассе могут пройти лишь после передачи территории под контроль Украины, что противоречит “формуле Штайнмайера”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Компенсации за “Северный поток-2” как дипломатическая пощечина Украине

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *