Бороться с террористами для Украины не в новинку. По крайней мере на законодательном уровне. Правила борьбы с терроризмом были прописаны еще во времена президента Леонида Кучмы. В 2003 году Верховная Рада приняла соответствующий закон, в который с тех пор изменения вносили 27 раз!
В декабре прошлого года в СНБО решили, что действующий закон слабенький, в нем много лазеек, через которые террористы могут ускользнуть, и нужно дорабатывать существующую базу противодействия. На заседании правительства 26 августа министр юстиции Денис Малюська представил необходимые изменения в профильное законодательство. Члены правительства одобрили документ. В ближайшие дни он появится на сайте парламента.
“КП в Украине” ознакомилась с новшествами в процедуре признания организации террористической и попросила экспертов оценить их важность и политическую подоплеку.
Все ответят за одного
Законопроект вносит изменение в статью №1 Закона “О борьбе с терроризмом”. По новому толкованию “организация признается террористической, если хотя бы один человек, который является членом или имеет другую связь с этой организацией, осуществляющей террористическую деятельность при условии, что эта деятельность охватывается умыслом хотя бы одного из организаторов или руководителей (руководящих органов), или конечного бенефициарного собственника”.
Переводя с юридического языка на простой, алгоритм оглашения любой организации террористической будет выглядеть так: суд признает лицо виновным в деянии, которое предусмотрено статьями 258 – 258.5 Уголовного кодекса страны (от совершения теракта до финансирования. – Ред.). Далее, если этот человек является членом партии, общественного формирования либо просто имеет дружеские, деловые отношения с лидером, но не входит в ряды организации, ее всю могут признать террористической и конфисковать имущество, активы. То есть за одного человека будут отвечать все.
– Полный правовой нигилизм, а не законопроект. Ничем иным, как фантазиями на тему внутриполитической борьбы между партиями или общественными организациями, объединениями, этот документ нельзя назвать, – считает бывший руководитель Главного следственного управления СБУ генерал-майор юстиции Василий Вовк. – Таким образом при желании любую партию можно сделать “террористической”. К примеру, если в партии Шария кто-то будет осужден за подготовку террористического акта или покушение на террористический акт, то на основании судебного решения эту политсилу можно будет запретить и конфисковать ее имущество. Кстати, в законопроекте написано, что имущество будет конфисковано в установленном законом порядке. А какой закон определяет такой порядок? Не известно. Такого закона нет.
Пять – это больше, чем три
В действующем законодательстве сказано, что “террористическая организация – это объединение ТРЕХ и более лиц”. В проекте Минюста указано “от ПЯТИ лиц…”. По мнению Василия Вовка, это не серьезная поправка.
– Даже с филологической точки зрения термины неправильно прописаны. Звучит “декілька” от пяти и больше человек. Но “дека” – это от 10 человек. А в том, почему именно 5, а не 6 или 7, думаю, не стоит искать логического объяснения.
В то же время бывший сотрудник СБУ Иван Ступак обращает внимание, что поправки не касаются определения “террористическая группа” в “старом” законопроекте – от 2 и больше человек, объединившихся с целью совершения теракта.
– Группа может возникнуть стихийно и тут же распасться. Организация – это устойчивое формирование, предполагающее иерархическую пирамиду, ячейки на местах. Таковая действительно предполагает участие не менее 5 человек, а по факту намного больше, – отмечает эксперт.
Зачем “забыли” прокуратуру
Предложения, исходящие от Минюста, меняют название 24-й статьи Закона “О борьбе с терроризмом” и немного ее смысл. Но основное остается: террористической организация может быть признана только по решению суда. Однако мы нашли один весьма интересный момент.
Если в ныне действующей редакции закреплено, что представление в суд подает Генеральная прокуратура, прокуратура Крыма, областные прокуратуры, прокуратуры Киева и Севастополя, то в предложениях от Дениса Малюськи о прокуратуре вообще не упоминается. Вроде как забыли… Или не забыли, а умышленно изъяли?
– Это специально сделано, чтобы отдать максимальному количеству органов право терроризировать украинские организации, в частности общественные и партийные, с целью прекращения их деятельности. Скажем так: упрощение узурпации власти, – говорит старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец. – Если закон примут, любой гражданин, который считает, что такое-то издание пропагандирует терроризм, сможет подать иск в суд с требованием признать юридическое лицо террористической организацией. То же самое смогут делать представительства Службы безопасности Украины.
“ДНР” и “ЛНР” в уме
В Минюсте, отметим, предусмотрели, что статус террористической может получить не только официально зарегистрированная организация, но и неформальное объединение – без регистрации и организационно-правой формы. Хотя это, казалось бы, очевидный факт. Вероятно, за строчками нужно читать вопрос “ДНР” и “ЛНР”, который до сих пор не решен.
В марте этого года Красногвардейский районный суд Днепра заочно приговорил лидеров “ЛНР” Игоря Плотницкого, Александра Гуреева и Андрея Патрушева к пожизненному заключению за сбитый летом 2014 года Ил-76.
– Приговор не вступил в законную силу, мы подали апелляцию, и она еще не рассмотрена, – говорит адвокат Александр Логойда – один из государственных защитников подсудимых. – Свои возражения обосновали тем, что теракт – это не верная квалификация. Военные действия, гибель людей – все это установлено. Но состав террористического акта, я считаю, нет.
Юрист отмечает, что есть множество приговоров, где конкретные люди обвиняются в терроризме на основе сотрудничества с “ЛНР” или “ДНР”, но нет ни одного решения суда, где бы эти организации были признаны террористическими.
Исходя из предложений Минюста, можно догадаться, что, если законопроект будет принят и вступит в силу, любое из решений суда по отдельным лицам позволит признать “ДНР” и “ЛНР” в целом террористами.
– Но такое решение суда будет действовать только в пределах Украины. Международные конвенции не позволяют автоматически засчитывать организацию в список террористических, если она признана такой на национальном уровне, – отмечает адвокат Виктор Долгополов.
СБУ уполномочат вести реестр террористов
Ну и наше любимое дело: законопроект учреждает новый реестр – террористических организаций. Его будет вести Служба безопасности Украины.
Порядок таков: в течение пяти дней после суда информация о решении предается в СБУ, и она размещает на своем сайте в открытом доступе название организации, имена, отчества, фамилии, дату рождения руководителей, лидеров, бенефициариев, ссылку на постановление суда, санкции. Или что имеется в наличии.
Правозащитники утверждают, что публичное зачисление в террористы людей без отдельного решения суда по персоналиями – это нарушение презумпции невиновности, ну да мы уже пережили при обсуждении реестра олигархов.
Более точно порядок формирования и ведения реестра террористов должен еще утвердить Кабмин.
БЫЛО ДЕЛО
Вариант законопроекта о признании организаций террористическими в 2015 году предлагался при министре Павле Петренко. И даже был принят в первом чтении, но до второго не дожил. Он содержал еще более смелые предложения – кроме суда право признавать организации террористическими хотели закрепить в особо важных случаях за СНБО. Критики были резко против, и в феврале 2016-го документ сняли с повестки дня.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Раде предлагают отменить почетные звания и запретить награждать госслужащих
Источник: kp.ua