Обострение в Донбассе: потому что никто не знает, что делать дальше

Глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук в эфире украинских телеканалов заявил, что Украине пора перестать делать вид, что ничего не происходит, и давать зеркальный ответ.

– Вчера и сегодня убивают наших солдат, стреляют, причем уже с минометов калибра 120 мм, то есть нарушают все возможные и невозможные договоренности. Я скажу свое мнение: я бы действовал зеркально – на каждый выстрел отвечать выстрелом. Не надо выдумывать, что это – провокация или не провокация? Выстрел есть выстрел. Если они стреляют, отвечать должны так же! – подчеркнул Кравчук. – Не надо ждать, пока кого-то убьют или ранят. Почему мы должны наблюдать и делать вид, что этого не происходит? Должна быть соответствующая жесткая реакция во всем, иначе они будут понимать, что наши уступки – это признак нашей слабости.

Напомним: в минувшие выходные погибли двое украинских военных, которые подорвались на неизвестном взрывном устройстве возле города Марьинки к западу от Донецка. За жизнь их третьего сослуживца борются врачи. Также двое наших солдат были ранены во время обстрела под селом Новомихайловка в Марьинском районе.

В это же время аналогичными сводками пестрит сегмент интернета в так называемых “народных республиках” в Донбассе. Там жалуются, что их обстреливают украинские снайперы и артиллеристы. Все максимально зеркально, но непонятно, что делать дальше.

Фото: архив “КП”

В состоянии панического страха

– Я бы не назвал происходящее обострением. Это обычное сейчас в Донбассе положение вещей за последние несколько лет. Отсутствие активных боевых действий компенсируется огневыми провокациями, которые происходят с разной периодичностью. Причины могут быть любые: от “салюта” в память об очередном убиенном их командире до заработка “боевых” и прощупывания территории. Естественно, потом все это подается как огонь в ответ на провокации украинских военных, а гибель украинских военных преподносится как “небоевые” потери противника… – рассказал военный эксперт Георгий Салманишвили. – Насколько я знаю, на неподконтрольных территориях усиленно разгоняется слух о том, что вот-вот украинская армия пойдет в наступление, и поэтому к линии разграничения с подконтрольной стороны стягиваются люди и военная техника. Звуки обстрелов призваны поддерживать у мирных жителей постоянное состояние панического страха в ожидании новой войны. Зато ни о чем другом думать у них уже не получается…

Дончане подтверждают, что на улицах Донецка стало больше людей в камуфляже, появилось больше тентованных “Уралов” с тактическими знаками на кабинах и легковушек с черными (военными) номерами.

– А еще бывает так, что из нашего района мы слышим “минуса”, то есть улеты снарядов, а соседний район вдруг в это же время “плюсует”, то есть принимает эти снаряды. Потом читаем в интернете, что это, оказывается, “ВСУ обстреляли из тяжелой артиллерии”. Правда, одно треснувшее стекло в доме – обычно это не результат работы тяжелой артиллерии. После обстрела тяжелым картина выглядит несколько иной, мы все это видели… – рассуждает дончанин Юрий. – Просто трясут душу этими “обстрелами – не обстрелами”. На полигонах постоянно “бум-бум” и автоматные очереди. Мы, конечно, уже ко всему привыкли, но очень это выматывает.

“Никто не знает, что дальше”

Если говорить об обострении ситуации, то предполагается, что когда-то было тихо, а потом вдруг стало громко. Так вот, тихо в Донбассе не было с 2014 года. Дни, когда ничего не взрывалось и не стреляло, можно пересчитать по пальцам. И никакие перемирия за эти семь лет не были стопроцентно тихими.

– Мы изначально говорили об этом: Россия, которая поддерживает боевиков в Донбассе, не имела четкого плана, зачем вот это все делать. Для населения были подготовлены формулировки о языке, особом народе, неразмещении войск НАТО у границ и прочее. В реальности же это все вылилось в банальный грабеж региона. Нет понимания, что делать с захваченными районами и сейчас. Россия пока пытается (или не пытается) создать какой-то план действий, несчастный регион замер в ожидании. А чтобы не сложилось впечатления, что “республики” слабы и не знают, что им делать, их “военные” периодически постреливают, мол, еще не все закончено, – говорит Салманишвили. – Но состояние standby, режим ожидания – оно не только у “республик”, но и Украины. Банально никто не знает, что делать дальше. Договориться не получается и вряд ли получится дипломатическим путем. Так что встречи а ля “Минск” можно спокойно заканчивать. Правда, именно пока они являются тормозом для каких-то наступлений.

В самом Донецке люди настолько устали от всего происходящего, что все чаще, не скрываясь, говорят: пусть Украина заходит и возвращает себе Донбасс на любых условиях.

– Сама удивилась, когда услышала от довольно пожилых людей такую мысль. Обычно старики у нас, скажем так, пророссийские. Раньше глотки драли, кричали, что хотят в России умереть. Сейчас машут руками, говорят, что уже все равно, кто это закончит – Украина или Россия, сил у них уже не осталось, – рассказала жительница Макеевки Людмила. – И все чаще и чаще я это слышу, что наводит на разные размышления…

Фото: REUTERS

“Сил достаточно – силы воли нет”

Можно только предполагать, что на самом деле задумали обе стороны конфликта – информация в соцсетях и от неназванных источников далека от понятия “военная тайна”, коею являются тактические и стратегические планы воюющих сторон. Что на виду: перестрелки из разного вида вооружения – от стрелкового оружия до тяжелой “арты”, снайперский огонь и минирование территорий. Означать это может все что угодно, но мнение эксперта о том, что ни у одной из сторон нет плана действий, кажется вполне логичным.

– Также вполне логично предполагать, что обе стороны заинтересованы в заморозке конфликта. Слишком много бизнес-интересов здесь пересеклись, и давайте будем смотреть правде в глаза: у украинской армии достаточно сил вернуть захваченные территории, но пока есть сдерживающий “Минск”, внешнеполитическая неопределенность плюс отсутствие политической воли властей – говорить о возвращении части Донбасса Украине мы пока  не можем, – резюмирует Салманишвили.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украинские продукты в Донецке: контрабанда и ввоз… из России

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *