Скандалы вокруг “Укрзалізниці” не утихают. На прошлой неделе вопрос финансового положения перевозчика и эффективности его работы рассматривали на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО). А несколько недель назад депутаты озвучили свои данные по убыткам госкомпании. По их данным, в прошлом году там бесследно испарилось 8 млрд грн.
Из-за чего сыр-бор?
На заседании СНБО 31 июля поднимался вопрос о ситуации монополиста железнодорожных перевозок компании “Укрзалізниця”. На официальном сайте президента об этом говорится так:
“СНБО рассмотрел меры по урегулированию проблемных вопросов АО “Укрзалізниця”, в финансово-хозяйственной деятельности которого наблюдаются опасные процессы с точки зрения национальной безопасности. По словам Алексея Данилова, Совет нацбезопасности и обороны принял протокольное поручение правительству разобраться с состоянием дел и в случае необходимости – принять кардинальные, среди прочего, кадровые решения. В частности, Кабинет министров должен безотлагательно созвать общее собрание АО “Укрзалізниця” и рассмотреть вопросы приведения тарифов на грузовые перевозки в пределах Украины к экономически обоснованному уровню; обеспечения бесперебойного электроснабжения; внедрения программ восстановления инфраструктуры и ремонта тягового подвижного состава; увеличения транзита и т. п.”.
Это сообщение не выглядит слишком уж грозно, хотя сам факт обсуждения вопроса “Укрзалізниці” на СНБО говорит о многом. СМИ, которые имели доступ к материалам заседания, цитируют документы, которые были там представлены, и в них формулировки выглядят более жесткими.
Так, например, в отчете СБУ говорится “о ряде угроз государственной безопасности, связанных с критической ситуацией в акционерном обществе “Украинская железная дорога”, что может привести к дестабилизации работы объектов критической инфраструктуры железнодорожной отрасли и создать реальную угрозу жизненно важным интересам Украины”. В связи с этим СНБО инициирует введение временного руководства в “УЗ” до избрания председателя правления и формирования полноценных органов управления компании из-за критического состояния предприятия, которое представляет угрозу нацбезопасности.
Этому предшествовал отчет депутатской Временной следственной комиссии (ВСК), которая подсчитала, какими темпами исчезают деньги на железной дороге.
“Убытки “Укрзалізниці” от коррупции в закупках детективы НАБУ оценили в 8 млрд грн. И это только за последний год”, – написала глава Временной следственной комиссии Верховной Рады Юлия Гришина на своей странице в Facebook.
При помощи нехитрой математики депутат подсчитала, что 8 млрд грн в год – это 21 млн грн в день, или почти 1 млн грн в час.
Кто зарабатывает на “Укрзалізниці”?
Больше всего убытков, по мнению экспертов и нардепов, перевозчик получает из-за заниженных тарифов на грузовые перевозки и завышенных ценах при закупках. Это все отражается на финансовом положении компании.
– Доходность перевозок 1 т груза на 500 км для “УЗ” сократилась в 2020-м против 2012-го на 33%, – говорит Гришина. – Для отдельных видов грузов снижение еще более глубокое, в частности это: экспортные перевозки зерновых продуктов (- 51%), внутренние перевозки зерновых продуктов (- 48%); экспортные перевозки черных металлов (- 40%); внутренние перевозки угля (- 49%).
То есть, фактически, перевозчик занижает свою прибыль в угоду крупному бизнесу, которым владеют богатейшие люди страны.
– Зерном, металлом и углем в нашей стране занимаются далеко не бедные люди, – говорит Гришина. – Но именно они сейчас из всех рупоров кричат о еще большем снижении тарифов на грузоперевозки. Зачем это нужно? Ответ очевиден – за счет ресурсов государственной компании получать дополнительную прибыль и капитализацию собственных компаний. Это абсолютно правильное поведение с точки зрения бизнеса, но абсолютно аморальное для гражданина Украины.
По ее словам, действующие в Украине тарифы на внутренние перевозки в 1,4-1,6 раза меньше, чем в России, Беларуси, Казахстане и в 4-9 раз, чем в Польше. При этом грузоперевозки – единственное прибыльное направление “УЗ”, которое перекрывает ущерб от пассажирских перевозок.
– Если не будет повышения тарифов на грузоперевозки, будет неизбежно подорожание билетов для пассажиров, – заявила Гришина. – Я за поддержку крупного бизнеса, но не тогда, когда он конкурирует с благосостоянием государства. Поэтому без деолигархизации “УЗ” здесь не обойтись.
Почему эффективно не работают Набсовет и правление?
Казалось бы, за работой компании должны были бы следить правление компании и Наблюдательный совет, но работу этих структур эксперты также называют неэффективной. При этом членам этих органов платятся немалые зарплаты.
– Зарплата шести членов Набсовета “УЗ” составила 34 миллиона гривен (от 300 тысяч гривен в месяц), – говорит сооснователь “Украинского института будущего” Юрий Романенко. – Еще 20,6 миллиона гривен заплатили пяти членам “УЗ” в качестве компенсации в 2020 году. При этом Набсовет провел в 2020 году всего 32 заседания, из которых шесть были фиктивными. Таким образом, за 50 миллионов гривен в год Набсовет собирался дважды в месяц.
По словам эксперта, зарплаты же работников “Укрзалізниці” на некоторых специальностях составляют всего 5 тысяч гривен. Из-за этого компания уже потеряла 169 тысяч квалифицированных работников, которые уволились из нее в последние годы.
Критикуют Набсовет “УЗ” даже чиновники, которые его основали. Так, экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян еще в марте заявлял, “мы ожидали, что наберем эффективных менеджеров мирового класса, которые моментально превратят эти компании в процветающие и успешные. На самом деле мы получили такой совет старейшин-молчунов, которые за большие деньги фактически молчат”.
Депутаты же говорят, что и непосредственное руководство “УЗ” проявляет некомпетентность и действует не в интересах перевозчика. При этом управленческие функции в компании дублируются.
Юлия Гришина приводит такой пример – член правления Франтишек Буреш в своем непосредственном подчинении имеет функциональную вертикаль инженерно-технического обеспечения, которую параллельно возглавляет директор по инженерно-техническому обеспечению.
– Председатель и члены правления получали последние два года, кроме высоких, предназначенных акционером окладов, значительные вознаграждения, премии и финансовую помощь, – говорит Гришина. – Всего почти 66 млн грн.
Депутат считает, что нынешний состав правления – это “не команда профессионалов единомышленников, а разрозненный набор дилетантов в железнодорожной сфере, которые являются выдвиженцами определенных “влиятельных сил” и за очень большое вознаграждение отстаивают их интересы, разрушая стратегическую для государства отрасль”.
|
Что дальше?
Скорее всего, правительство инициирует смену нынешнего руководства “Укрзалізниці”. Правда, сделать, согласно действующему законодательству, это быстро будет проблематично. Эксперты говорят, что может повториться история наподобие той, что мы видели при замене руководства “Нафтогаза”. Если руководство страны нарушит процедуру и пойдет на смену главы компании в обход предусмотренной процедуры общего собрания, такое решение может быть оспорено в суде. Хотя, как показывают посгаледние события, нынешняя власть не прочь изобрести какое-то кадровое ноу-хау для того, чтобы ускорить процесс.
Другой вопрос, будет ли новое руководство госкомпании более компетентным и менее подвержено влиянию крупного бизнеса, чем нынешнее. Ведь, как показывает практика, на какую должность в госкомпаниях ни приходят вчерашние кристально честные борцы с коррупцией, как через какое-то время их самих начинают обвинять в коррупции.
Чего ждать пассажирам?
Смену руководителя компании простой пассажир вряд ли заметит. Тем более что билеты на поезда продолжат дорожать, так как график подорожания билетов в правительстве утвердили еще зимой. С марта они дорожают в среднем на 2% в месяц, и к концу года стоимость пассажирских билетов должна вырасти на 20%.
При этом, чтобы не злить пассажиров, чиновники называют это не подорожанием, а индексацией.
– Будут ли повышаться цены на билеты на пассажирские железнодорожные перевозки… – говорит министр инфраструктуры Владислав Криклий. – Я бы не назвал это повышением. Это у нас будет очень такая легкая индексация, начиная с марта-апреля, по 2% в месяц до конца года. Это предусмотрено финансовым планом “УЗ”.
Изменение тарифов, или, как говорит министр, индексацию в “УЗ”, объяснили тем, что предыдущий раз их пересматривали аж в 2018 году.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Замерзнем или разоримся на отоплении? Пять важных вопросов о будущем отопительном сезоне
Источник: kp.ua