Несмотря на нынешний рост цен на углеводороды (нефть, газ, уголь), все прогнозы, которые касаются ближайших лет, говорят о том, что спрос на нефть и классические энергоносители будет падать. Развивающиеся страны стимулируют “зеленые технологии” в энергетике и будут делать все, чтобы традиционное “грязное” производство с большим выбросом углеводородов сделать невыгодным. Как отреагирует на это наша экономика?
Электричество вместо бензина
Одним из символов приближающегося конца нефтяной эры стали электромобили. В борьбе за экологические стандарты при производстве бензиновых и дизельных двигателей правительства многих развитых стран настолько “закрутили гайки”, что производители стали отказываться от разработки новых моторов, которые работают на дизельном топливе, и переключились на электротранспорт.
И хотя инфраструктура для электротранспорта все еще оставляет желать лучшего, продажи электрокаров растут. В прошлом году в мире было продано свыше 3 млн новых электромобилей, включая легковые машины, автобусы и грузовики. По сравнению с 2019 годом, продажи электротранспорта выросли на 41%, а их доля на мировом рынке в прошлом году составила 4,6%.
В Международном энергетическом агентстве (МЭА) прогнозируют, что к 2030 году в мире будет насчитываться по меньшей мере 145 млн электромобилей (7% мирового автопарка), тогда как на конец 2020 года этот показатель составлял 11,2 млн штук, что составляет менее 1% от мирового автопарка.
В этом же прогнозе говорится, что если переход на электрокары еще и стимулировать (в рамках борьбы с изменениями климата), то к 2030 году количество электрических машин, грузовиков и автобусов в мире может вырасти до 230 млн штук (12% автопарка).
Нефтяники готовятся снижать добычу
В ближайшие годы переход от автомобилей на ископаемом топливе к авто на электротяге будет происходить естественным способом – цены на последние будут снижаться. Согласно прогнозу аналитиков из банка UBS, уже к 2024 году производство электрокаров будет стоить столько же, сколько производство машин с ДВС. То есть, с точки зрения потребителя, через два-три года все будет упираться не столько в цену электрокара, сколько в инфраструктуру по его зарядке.
В этой связи страны ОПЕК (организация стран экспортеров нефти) прогнозируют существенное снижение потребления “черного золота”. Они ожидают, что потребление начет сокращаться в ближайшие пять лет, а к 2045 году рухнет на 35%.
Кто-то из читателей спросит – почему так медленно будет снижаться потребление нефти, если к тому моменту электромобили станут доминировать на потребительском рынке? Так ведь нефтепродукты потребляют еще и в авиаотрасли, морские суда, химическая промышленность – производство той же резины производится из нефти.
И такой прогноз падения спроса на нефть базируется на том, что из 2,6 млрд машин на планете в 2045 году 430 млн будут электромобилями, доля которых в общем парке достигнет 16%. Если развитие электротранспорта начнется более высокими темпами, то спрос на нефть сократится еще сильнее.
|
Что это значит для нас?
Эксперты в один голос говорят, что снижение цен на нефть при стабильных ценах на сталь и прочие продукты украинского экспорта – на руку нашей экономике, которая, несмотря на все обещания развить ее до уровня европейских стран, остается сырьевой и сильно зависит от мировой конъюнктуры на сырьевые товары.
Сейчас для нас все хорошо – цены на металлы находятся около исторических максимумов. В этой связи даже при относительно высоких ценах на нефть мы имеем превышение притока валюты от экспортеров над оттоком из-за активности импортеров. И в ближайшие годы особого спада в спросе на металлы эксперты не ждут.
Международное рейтинговое агентство FitchRatingsна днях обновило оценки стоимости ряда основных металлов, которые оно использует в прогнозах операционной деятельности и финансовых показателей компаний отрасли.
По их словам, высокая стоимость железной руды обусловлена значительным спросом со стороны Китая. В ближайшее время эксперты агентства ожидают коррекции цен вниз. Поставки руды незначительно выросли в 2021 году, но рынок продолжает испытывать дефицит этого сырья. Аналитики прогнозируют рост предложения со стороны основных производителей руды, что должно сбалансировать рынок в средне- и долгосрочной перспективе.
Экономист Алексей Кущ считает, что пока тонна железной руды стоит дороже барреля нефти, ситуация для торгового баланса Украины остается позитивной. Если же нефть начинает стоить дороже, то жди девальвации.
Сейчас цены на нефть котируются в районе 65-70 доллар за баррель, а руда торгуется дороже 200 долларов за тонну. То есть даже если цены на руду понизятся до 100-120 долларов, как это было полгода назад, ситуация для нас будет позитивной.
В дальнейшей перспективе при переходе на электромобили спрос на металл может несколько сократиться – не нужно будет делать сам двигатель внутреннего сгорания, но автомобили пока продолжают делать из металла, поэтому спрос на металлы будет снижаться куда медленнее, чем спрос на нефть. В этой связи отечественной экономике пока нечего опасаться.
Опасность декарбонизации
Куда опаснее для Украины инициативы Евросоюза по налогообложению товаров, которые производятся на предприятиях, которые при производстве выбрасывают в атмосферу слишком много вредных, с точки зрения экологов, веществ.
– В ближайшее время в Евросоюзе планируют ввести заградительные импортные пошлины на продукцию с “карбоновым следом”, – говорит экономист Алексей Кущ. – То есть вся продукция, поступающая из других стран, будет анализироваться на соответствие принципам “зеленой экономики”, в первую очередь – “зеленой энергетики”. Те товары, которые производятся с помощью “грязных” источников энергии, подлежат обложению дополнительным налогом по ставке ориентировочно 5% и больше. Подобные меры наверняка поддержат и другие развитые страны.
По мнению экономиста, у развивающихся стран, к которым относится и Украина, осталось в распоряжении всего несколько лет для максимального использования своего потенциала роста.
– Проблемы планеты будут спасать за счет именно охлаждения темпов роста развивающихся стран, – говорит Кущ. – Например, почти вся наша металлургия может оказаться неконкурентной на европейском рынке, даже имея в активе соглашение о ЗСТ. Скорее всего, наша специализация уже определена. Это агро, но не в многообразии культур, а исключительно в части выращивания технических культур, от посевов которых в той же Европе также планируют постепенно отказаться. Европейцы хотят, насколько это возможно, отказаться от гербицидов, которые можно будет применять в Украине.
По словам эксперта, специализация на технических культурах в той же Аргентине привела к упадку сельского хозяйства этой страны. Так что забота об экологии на мировом уровне может привести к переделу структур экономик разных стран и существенно изменить жизнь будущих поколений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Запрет на импорт электроэнергии из Беларуси и РФ: кто поможет нам в случае аварии
Источник: kp.ua