Чего ждать Украине после запуска в эксплуатацию Северного потока-2

“Северный поток-2” будет достроен и введен в эксплуатацию. Об этом договорились Джо Байден и Ангела Меркель, а соответствующая декларация уже официально опубликована. И хотя сейчас украинские политики и нефтегазовые чиновники еще пытаются заручиться поддержкой американских конгрессменов в вопросе недопущения ввода в эксплуатацию газопровода, рассчитывать на то, что они смогут заблокировать реализацию проекта, похоже, не стоит. Как говорится, поезд ушел. Украине нужно теперь жить с мыслью, что транзит российского газа гарантирован договором только до конца 2024 года. После этого придется жить в другой реальности. “КП в Украине” разбиралась, чем запуск “Северного потока-2” грозит отечественной энергетике.

Что пообещали Украине

Соглашение Берлина и Вашингтона оформлено в виде декларации, которая называется “Совместное заявление США и Германии в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей”. Несмотря на такое громкое название, это, скорее, документ о намерениях в случае чего может быть поддержать нашу страну ну или высказать самую глубокую озабоченность.

В декларации говорится, что США и Германия решительно поддерживают суверенитет, территориальную целостность, независимость Украины и ее европейский путь, подтверждают необходимость принять меры против российской агрессии и деструктивных действий России в Украине и за ее пределами.

Страны обязуются работать вместе в рамках недавно созданного диалога на высоком уровне, чтобы гарантировать, что Соединенные Штаты и ЕС имеют соответствующие инструменты и механизмы, чтобы реагировать на российскую агрессию и деструктивную деятельность РФ, в том числе на российские попытки использовать энергию как оружие. США и Германия также говорят, что в интересах Украины и Европы продолжить транзит российского газа через Украину после 2024 года.

В качестве компенсаций в сфере энергетики Германия обязуется создать и управлять Зеленым фондом для Украины на сумму не менее 1 миллиарда долларов США. Фонд будет продвигать использование возобновляемых источников энергии, способствовать развитию водорода в качестве энергоносителя, повышать энергоэффективность, ускорять поэтапный отказ от угля и поддерживать углеродную нейтральность.

Теперь давайте разберемся, что нам на самом деле гарантируют эти обещания, какие дают перспективы и как нам жить дальше.

Сохранится ли транзит

На этот вопрос нет однозначного ответа. Как видите, Германия обещает “использовать все доступные средства” для продления транзитного контракта. При этом ЕС является третьей стороной и обязать Россию подписать новый газовый контракт они не могут. То есть новый контракт возможен только в том случае, если Германия  сделает Москве предложение, от которого та не сможет отказаться.

При этом прекращение транзита не будет восприниматься как агрессия и никаких санкций к России применять не будут. Более того, Россия чисто технически сможет прекратить газовый транзит через украинскую газотранспортную систему (ГТС) сразу после запуска “Северного потока-2”. Дело в том, что транзитный договор обязывает Россию прокачивать определенный объем газа в год или же платить за весь объем, если они этого не делают. То есть чисто теоретически Россия может заплатить неустойку и прекратить транзит раньше конца 2024 года.

Зачем это нужно России? Возможно, чтобы наказать Украину. Ведь с экономической точки зрения в создании “Северного потока-2” особой необходимости не было. Его мощности явно излишни. Как говорят эксперты, даже сейчас Россия имеет возможность прокачивать весь свой газ, который она поставляет в Европу, по существующим газопроводам с запасом мощности около 50%.

Поэтому новый газопровод должен заменить транзит через Украину. В прошлом году наша страна транспортировала в Европу 55,8 млрд кубометров российского газа. А совокупная мощность двух ниток “Северного потока-2” составляет 55 млрд куб. То есть в теории РФ может прекратить поставки через Украину, заменив эти объемы поставками через новый маршрут.

Если это произойдет, придется переводить украинскую ГТС в режим работы в реверсном режиме. А это существенно увеличит цену на транспортировку газа. Ведь сейчас при транзите российского топлива мы отбираем его на востоке и компенсируем из подземных газовых хранилищ на западе. Если же транзита не будет, то прокачивать его придется с западных границ в восточном направлении. И это будет не виртуальный реверс, как сейчас, а реальный. Из-за этого транспортировка топлива подорожает, что тут же отразится в платежках населения.

Есть и другой вариант развития событий. Таким странам, как Словакия, Австрия, Италия, намного выгоднее получать российский газ, который бы проходил через украинский маршрут. Предполагается, что около 30 миллиардов кубометров через нашу ГТС Россия может продолжить качать и после окончания нынешнего контракта.

Правда, этот вариант стоит рассматривать только в том случае, если предполагать, что РФ будет действовать в рамках экономической логики. Не исключено, РФ предложит этим странам обходной маршрут со скидкой, лишь бы перекрыть транзит через нашу ГТС.

В случае, если Россия прекратит транспортировку газа через нашу ГТС, то это негативно отразится на платежках населения. Фото: Архив “КП” в Украине

Сколько потеряет Украина

Чаще всего потери украинской экономики оценивают в сумму около 2-3 миллиардов долларов в год. Правда, нынешний контракт, который рассчитан на 5 лет, предполагает, что Украина за пять лет заработает 7,2 миллиарда долларов. То есть доходы от транзита составляют менее 1,5 млрд долларов в год.

Но будут и другие потери. Если транзит прекратится, то большую часть украинской ГТС придется выводить из эксплуатации. А на это, как ни странно, тоже нужны деньги. Генеральный директор “Оператора  ГТС Украины” Сергей Макогон заявил, что сейчас компания готовится к варианту развития событий, при котором транзит будет незначительным или его не будет вовсе. В связи с этим нужно будет вывести из эксплуатации около 100 млрд куб. м избыточных мощностей, чтобы не пришлось увеличивать тариф на прокачку газа для внутренних потребителей в случае остановки транзита.

По его словам, в этом году компания планирует инвестировать 10 млрд грн в ремонты, диагностику и капитальное строительство. При этом деньги будут направляться только на те объекты, которые будут эксплуатироваться и в случае полного прекращения транзита. При этом сейчас компания проводит эти работы в ускоренном режиме, но есть риски, что до конца 2024 года они не успеют закончить реконструкцию из-за бюрократических проволочек. Если же Россия прекратит транзит раньше даты, то ситуация будет еще более сложной.

Как компенсировать потери

Частично компенсировать потери от транзита “Оператор ГТС” будет пытаться за счет природных хранилищ газа (ПХГ), которые находятся на наших западных границах. Привлекать трейдеров пытаются более низкой ценой хранения топлива по сравнению с европейскими хранилищами. В прошлом году на этой услуге удалось заработать 1,5 млрд грн, или около 55 млн долларов. Возможно, в ближайшие годы удастся зарабатывать и больше, но потери от транзита это не компенсирует.

Второй шаг, который будет предпринимать Украина – это вести переговоры и пытаться гарантировать поставки через нашу ГТС “польские” объемы. Дело в том, что Польша в ближайшие годы планирует отказаться от транзита российского газа по трубопроводу Ямал – Европа. Сейчас наши соседи перестраивают свою ГТС для возможности приема газа с другого направления и будут использовать транзитную трубу для распределения газа внутри страны. В связи с этим у России возникнет вопрос, по какому маршруту транспортировать около 30 миллиардов газа, который сейчас идет через Беларусь и Польшу. Возможно, нам удастся “перехватить” этот объем.

Также эксперты советуют направить усилия на перенос точки принятия российского газа на восточную границу Украины. Это позволит уже европейским трейдерам прокачивать газ через украинскую ГТС, то есть той же Италии, Австрии и Словакии будет выгоднее купить газ у России, а потом купить услугу его транспортировки. Правда, Россия выступает против такого варианта. Возможно, этот вопрос будут поднимать на предстоящих переговорах.

На что пойдут деньги “Зеленого фонда”

Ну и несколько слов нужно сказать о “Зеленом фонде” размером около 1 миллиарда долларов, которые будут выделяться на проекты, связанные с альтернативной энергетикой. Понятно, что он никак не сможет компенсировать потери от транзита российского газа в 2-3 миллиарда долларов в год.

В то же время он позволит начать зарабатывать в будущем. Сейчас Европа делает ставку на потребление экологически чистого газа и водорода.

По данным Биоэнергетической ассоциации Украины, наша страна может добывать до 7,8 миллиарда кубометров так называемого биометана – это газ, который при сгорании выделяет существенно меньшие объемы СО2, чем традиционный природный газ. Европа собирается в ближайшие десятилетия переходить именно на такой вид газа. Его можно продавать на экспорт и транспортировать по нашей ГТС. Объемы, конечно, не сравнимы с транзитом в 40 миллиардов кубометров в год традиционного топлива, но потенциал этой сферы – 20% от сегодняшнего транзита.

Кроме того, по нашей газовой трубе можно транспортировать и другие газы. Водородная стратегия ЕС предусматривает широкое использование водорода в качестве энергоносителя для тех отраслей, которые нельзя электрифицировать. При сгорании которого образуется вода, и его широкое применение должно стать важным средством декарбонизации – отказа от использования ископаемых углеводородов: угля, газа, нефти и т.д.

Но при этом Европа будет стимулировать производство так называемого “зеленого водорода”. То есть солнечные электростанции должны вырабатывать электроэнергию, которая будет направляться на расщепление воды на водород и кислород. Скорее всего, такие проекты и будут поддерживаться в Украине из “Зеленого фонда”.

По словам директора государственного агентства UkraineInvest Алексея Иванченко, Евросоюз запланировал создание 10 ГВт мощностей по производству “зеленого” водорода в Украине. Инвестиции в этот сектор могут достичь 20 миллиардов евро.

А для транспортировки водорода в Европу может пригодиться украинская ГТС. Правда, сегодня без модернизации она может быть использована на 25% от ее транзитного потенциала.

Получается, что если не сидеть без дела, то в ближайшие три с половиной года мы еще сможем зарабатывать на транзите российского газа, а со временем постепенно модернизировать ГТС под “зеленые” нужды ЕС.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждите в гости инспектора: в правительстве хотят проверить получателей субсидий

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *