Задержанный в Минске сооснователь Телеграм-канала Nexta Роман Протасевич в интервью, показанном на белорусском государственном канале, сообщил, в том числе, что признает вину в организации несанкционированных акций протеста после выборов президента в 2020 году.
Впрочем, даже его родной отец не поверил в это его признание. По мнению Дмитрия Протасевича, “все, что говорит Роман, он говорит не сам”. “Вы посмотрите на его первую реакцию в начале ролика, и даже в процессе ролика очень видно, что у него идет внутренняя борьба между тем, что он должен сказать, и тем, что он не хочет говорить. Ему очень тяжело это говорить, но я уверен, что его заставили, уверен, что его запугивали”, – сказал Дмитрий Протасевич. Что дальше ждет “раскаявшегося” оппозиционера?
Грозит ли смертный приговор?
Роман Протасевич во время своего задержания успел сказать, что в Беларуси его ждет смертная казнь. В своем вчерашнем телеинтервью он признал вину по 342-й статье УК Беларуси (организация действий, грубо нарушающих общественный порядок). Но по этой статье не предусмотрена смертная казнь. “Протасевич кричал в самолете, что ему грозит смертная казнь, а наши журналисты оправдывали, что у нас предусмотрено по такой статье не смертная казнь, а 15 лет”, – заявил Александр Лукашенко.
Да и сам Лукашенко понимает, что смертный приговор вызовет новый всплеск протестов. Плюс он получит такой ответ Запада, который может не пережить. Разгон оппозиции – это одно, а убийство ее представителей – совсем другое. Так что в Беларуси Протасевичу смертная казнь не грозит.
Могут казнить в ЛНР?
Но это не значит, что его жизни ничего не угрожает. “Генпрокуратура” так называемой “ЛНР” возбудила уголовное дело в отношении Романа Протасевича. Там заявили, что он якобы участвовал в боевых действиях в Донбассе в составе батальона “Азов”.
Как утверждает “прокуратура ЛНР”, летом 2014 года он добровольно вступил в ряды “Азова”. Вплоть до зимы 2015-го якобы был заместителем командира связи второй ударно-штурмовой роты батальона и вместе с “неустановленными лицами” участвовал в боевых действиях в Донбассе.
Отец Протасевича признает, что его сын там был, но только как журналист. Бывший командир “Азова” Александр Билецкий также подтвердил, что Протасевич работал в Донбассе журналистом. “Да, Роман действительно вместе с “Азовом” и другими военными частями боролся против оккупации Украины. Он был с нами в Широкино, где получил ранения. Но его оружием как журналиста был не автомат, а слово”, – сказал Билецкий.
Тем не менее, так называемая “прокуратура ЛНР” просит Лукашенко допустить их к арестованному для следственного эксперимента.
“Я об этом напомнил президенту Путину и сказал, что, если будут вопросы к ним – милости просим к нам, задайте им вопросы. Протасевич в самолете кричал, что ему грозит смертная казнь. Он знал, что говорил. Он понимал, что там, на юго-востоке Украины ему могут быть предъявлены претензии, – и это уже совсем другая ситуация”, – заявил Лукашенко.
Но такой вариант маловероятен. Поскольку, выдав Протасевича на смертную казнь в “ЛНР”, Лукашенко все равно будет виновен. Поэтому он заявил, что “следователи ЛНР” могут провести допрос Протасевича только в Минске.
Простить и отпустить?
– Вся эта история с Протасевичем нужна Лукашенко как элемент борьбы с протестом, который залег “на дно”, но не исчез. В целом Лукашенко играет в двухходовку. Он хочет показать, что он всесилен и полностью контролирует ситуацию в стране. И второе – он играет в такого себе “царя-батюшку”, который великодушно помиловал раскаявшегося подданного. Это так называемое интервью Протасевича прямо изобилует смысловыми конструкциями, которые указывают на замыслы Лукашенко. Так что, скорее всего, Протасевича осудят, он немного отсидит, после чего его отпустят, – считает политолог Олег Саакян.
Политолог Илья Куса считает, что вся эта “комбинация” также призвана расколоть белорусскую оппозицию. Мол, теперь появилась такая яркая оппозиционная фигура, которая будет сливать данные о коллегах и отравлять отношения между ними:
– А это будет вносит раскол и сумятицу в их ряды. Плюс к этому Протасевич таким образом деморализует активную часть протестующих, которые были готовы его защищать.
По мнению эксперта, судя по интервью Протасевича, он частично пошел на сделку с властями.
– С ним хорошо “поработали” физически и еще лучше – психологически. Поэтому будет не удивительно, если он получит либо условный срок, либо его осудят, а потом помилуют и отпустят. Он дал властям то, что они хотели – информацию на своих соратников по оппозиционному лагерю, – считает Илья Куса.
По его мнению, изначально было ясно, что Протасевичу не грозит никакая смертная казнь. Потому что она просто не предусмотрена теми статьями, которые ему предъявляют. “ЛНР” его тоже не выдадут, так как Лукашенко не выгодно отдавать “неизвестно кому” такой ценный козырь против оппозиции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Будущее Беларуси: Крым, только в более крупных масштабах
Источник: kp.ua