По данным Института социально-экономической трансформации и Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine, бюджет Украины ежегодно недополучает миллиарды гривен из-за наличия различных схем по уклонению от уплаты налогов и сборов. По оценкам специалистов только от функционирования конвертационных центров и манипуляции с налогом на добавленную стоимость государство теряет около 30 миллиардов гривен в год.
Учитывая всю серьезность вопроса, власти регулярно рапортуют о своей борьбе с налоговыми схемщиками и уклонистами. Так, на днях стало известно, что СБУ заблокировала в Днепре деятельность нелегального конвертационного центра с оборотом в несколько сотен миллионов гривен. Его услугами пользовались около тридцати коммерческих предприятий из разных регионов страны. Ранее во Львове сотрудники государственной фискальной службы во Львовской области “накрыли” конвертцентр, с оборотом в 1,7 миллиарда гривен. Используя фиктивные фирмы, его организаторы вносили неправдивые сведения в Единый реестр налоговых накладных и таким образом проводили искусственные бестоварные операции. То есть осуществляли так называемую налоговую “скрутку”.
Силовики раскрывают
Однако, если одни правоохранители и фискалы пытаются пресечь реализацию таких схем, то видимо находятся другие их коллеги, которые, наоборот, содействуют незаконной деятельности конвертаторов. Речь, в частности, про расследуемое уголовное дело №42019260000000114, где следствием установлено, что в Черновицкой области действует схема незаконной деятельности ряда коммерческих предприятий, которые на основании фиктивных документов конвертируя безналичные денежные средства в наличные умышленно уклоняются от налогообложения.
Ключевыми предприятиями в схеме, по данным следствия, являются ЧП ПКФ “Милагро Украина” (код ЕГРПОУ 40090498), ООО “Серкол” (код ЕГРПОУ 40533219) и ЧП “Раевит” (код ЕГРПОУ 41195986).
|
Правоохранители установили, что учредитель Милагро Украина через подставных и подконтрольных ему лиц создал ряд компаний, которые объединил в конвертцентр. С его помощью он предоставляет услуги незаконного перевода безналичных в наличные средства и формирует искусственный налоговый кредит по НДС. В этой схеме используются сделки купли-продажи цемента и портландцемента, произведённого ПАТ “Ивано-Франковскцемент”.
В своих материалах следователи Нацполиции так описали эту схему: организатор конвертационного центра по безналичному расчету покупает товар цементного завода, который потом продает за наличные физическим лицам предпринимателям. Последние в свою очередь реализуют купленный цемент в строительных магазинах Черновцов и области. Получив на руки наличные деньги конвертцентр “продает” их другим коммерческим предприятиям. Фактически обменивает наличность и накладные с недостоверными данными про якобы продажу цемента на безналичные средства этих юрлиц. Стоимость своих слуг конвертаторы оценили в 12% от оборачиваемых в схеме сумм.
Налоговики покрывают?
Понятно, что действующая мошенническая схема не может существовать без чьего-то влиятельного покровительства, как минимум на уровне областной налоговой, и ее начальства. Ведь по подсчетам правоохранителей, ежегодный оборот центра по конвертационным операциям составил 500 миллионов гривен.
К тому же, многим еще свежо в памяти дело “площадок Минздоха”, где на местах роль кураторов схемы минимизации налогов выполняли, в том числе, руководители региональных подразделений налоговых инспекций.
Вопрос было ли “крышей” для упомянутого конвертцентра Главное управление Государственной налоговой службы в Черновицкой области, которое на протяжении последних лет возглавляет Виталий Шпак, пока остается открытым. По крайней мере следствие подобных заявлений еще не делало. Но не заметить масштабную схему регистрации недостоверных электронных накладных в Едином реестре могли только либо непрофессионалы в ГНС, либо заинтересованные лица среди налоговиков.
В первое верится слабо, ведь не может быть такого, чтобы на целое областное управление не нашлось хотя бы одного специалиста, способного обнаружить крупное, а главное систематическое нарушение налогового законодательства.
А вот что касается второго, то сам факт наличия уголовного дела, которое расследует Нацполиция под процессуальным руководством облпрокуратуры, а не областные налоговые полицейские, наводит на вполне конкретные предположения.
И это уголовное производство о работе в Черновцах конвертационного центра выглядит особо интересно на фоне многих интервью, в которых руководитель ГНС в Черновицкой области Виталий Шпак рассказывает про успехи и достижения в борьбе с конвертаторами и минимизаторами. А также на фоне регулярных совещаний, на которых главный налоговик Буковины ставит своим подчиненным задачи по усилению борьбы со схемами уклонения от уплаты налогов.
|
Но, не взирая ни на победные реляции, ни на призывы бороться с уклонистами, сотрудники налоговой на протяжении всего времени пока Виталий Шпак работает руководителем Главного управления ГСН в Черновицкой области, эти схемы почему-то упорно не замечают.
А что именно они “не замечают”, можно рассмотреть на свежем примере работы схемы черновицкого конвертцентра в 2020 году.
Год налогового “беспредела”
Так, согласно налоговым данным, в 2020 году компании Милагро Украина, Серкол и Раевит купили у Ивано-Франковскцемент товара в количестве 120 тысяч тонн на сумму более 500 миллионов гривен, включая НДС в размере более 50 млн грн. Этот цемент в последствии был продан физлицам-предпринимателям и предприятиям на территории Черновицкой области и прилегающих районах соседних областей. Хотя, документально он оформлялся на другие юридические лица.
В их числе ООО “Днипровська башта” (код ЕГРПОУ 35509074), основным видом деятельности которого является размещение на период отпуска и организация временного проживания. От Милагро Украина эта компания по документам якобы получила 9,5 тысяч тонн цемента на сумму 25,5 млн грн, включая НДС в размере 4,2 млн. От Серкол – 47,2 тонны стоимостью 0,9 млн, в том числе НДС 213,2 тысячи грн. Раевит “поставил продукции” Днипровськой баште 3,1 тыс тонн на сумму 8,1 млн грн, с НДС в 1,4 миллиона.
Установлено, что юрлицо не имеет на балансе материально-технических средств, а в его штате отсутствуют сотрудники. Кроме того, для осуществления строительных работ, для которых мог быть использован “купленный” цемент, отсутствует даже арендованная строительная техника. В тоже время, предприятие в указанный период преимущественно продавало недвижимость в Киевской области.
Специалисты утверждают, что таким образом была осуществлена “покупка” налогового кредита по ПДВ для компенсации налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость от операций по продаже недвижимости.
Не меньшие объемы “документального” цемента купило у конвертаторов и ООО “Ланд пром” (код ЕГРПОУ 42076014). Милагро Украина по документам осуществило ему якобы продажу 6,2 тыс тонн цемента стоимостью 16,1 млн грн, включая НДС 2,7 млн грн. Серкол “поставил продукции” на сумму 1,6 тыс тонн, за что получил реальных 4,1 млн грн, в том числе НДС 0,7 млн грн. А Раевит насотрудничал с Ланд пром на 11,1 млн грн, включая НДС 1,9 млн грн, передав налоговые накладные на 4,3 тысячи тонн цемента.
Далее компания реализацию этого цемента не проводила, в тоже время, согласно налоговым накладным Ланд пром якобы осуществил строительные работы для других предприятий, которые, по данным правоохранителей, имеют признаки фиктивности. Как говорят специалисты, все вышеперечисленное является “покупкой” налогового кредита по ПДВ для легализации строительных работ.
Следующим в списке так называемых контрагентов конвертационного центра стало ООО “СК Корал Трейд” (код ЕГРПОУ 40343045), деятельность которого на сегодня прекращена.
Ему, тогда еще действующему предприятию с основным видом деятельности неспециализированная оптовая торговля, Милагро Украина по документам якобы продала 6,6 тысяч тонн цемента на сумму 16,1 млн гривен, включая НДС 2,7 млн. Серкол “поставил” 2,8 тысяч тонн продукции стоимостью 6,4 млн грн, в том числе НДС 1,05 млн грн. А Раевит – 5,6 тыс тонн на общую сумму 12,7 млн гривен с НДС в размере 2,1 млн грн.
|
В отличие от двух предыдущих ООО, СК Корал Трейд якобы купленный по документам у конвертаторов цемент “продал” дальше. Но на компании, которые согласно Единому реестру судебных решений значатся как сомнительные, то есть имеющие признаки фиктивности. А именно, ООО “Будмережа” (код ЕГРПОУ 35397518). Оно проходит по уголовному производству 320181000000056 от 24.04.2018 года в рамках расследования, которое ведет следственное управление финансовых расследований Главного управления ГФС в городе Киеве. Фискалы в рамках досудебного расследования установили, что для создания признаков реально действующего предприятия, в штате Будмережи официально числилось 27 сотрудников. Однако после допросов в качестве свидетелей лиц, трудоустроенных в компании, выяснилось, что они не имеют никакого отношения к производственной деятельности этого ООО.
Также СК Корал Трейд сотрудничал с ООО “Щивец” (код ЕГРПОУ 40425342). Оно проходит как фиктивное по уголовному производству 3201810000000241 от 20.11.2018 года, которое расследует специалисты СУ ФР Главного управления ГФС в городе Киеве. ООО “Фокс компани” (код ЕГРПОУ 40144270) проходит по двум уголовным производствам как субъект хозяйственной деятельности с признаками фиктивности №3201810000000241 и №12019227000000517 от 4.09.2019 года, которым занимается Главное управление Нацполиции в Черниговской области. Еще одним ООО, с которым у СК Корал Трейд были финансовые отношения по сделкам документальной купли-продажи цемента, является Стоун гарант (код ЕГРПОУ 39464514). Оно также фигурант уголовного производства 3201810000000241, которое расследуют столичные фискалы.
Однако в схемах конвертационого центра участвовали не только компании, которым в рамках досудебного расследования были присвоены признаки фиктивности. В сделках также фигурировал и ряд сельскохозяйственных предприятий. К примеру, через подконтрольное конвертаторам ООО “Правис тайм” (код ЕГРПОУ 41030948) Милагро Украина отобразило продажу 15,3 тыс тонн цемента на сумму 43,1 млн грн, включая НДС 7,2 млн грн. Серкол “рализовал” 5 тысяч тонн за 14,5 млн грн, в том числе НДС в размере 2,4 млн грн. С Раевит у Правис тайм прошло по документам 8,5 тыс тонн цемента стоимостью 21,6 млн грн, с НДС в 3,6 млн грн.
В дальнейшем Правис тайм документально продал цемент агропредприятиям, которые в свою очередь строительных и ремонтных работ не проводили, но и реализацией цемента не занимались. Таким образом, говорят специалисты, были сформированы налоговые обязательства за счет продажи зерновых культур.
Куда смотрит комиссия по накладным и следствие в налоговой?
Этот вопрос действительно интересен в контексте предложенного на государственном уровне инструмента борьбы со схемами минимизации налоговых обязательств по НДС – системы мониторинга налоговых рисков при регистрации налоговых накладных и расчетам корректировок.
Координация вопросов работы этой системы согласно постановлению Кабмина 1165 возложена на специализированные комиссии в региональных управлениях налоговых. Такая, конечно же, была создана и в Главном управлении ГСН в Черновицкой области. Мало того, про эффективность этой комиссии, а также важность самой системы мониторинга Виталий Шпак высказывался на страницах официального портала ГНС, утверждая, что они “зарекомендовали себя как эффективный инструмент в борьбе с минимизаторскими схемами с НДС”.
Но, если, как говорит главный налоговик Буковины Виталий Шпак, и система мониторинга рисковых накладных, и комиссия налоговой Черновицкой области были эффективны, почему на протяжении того же 2020 года накладные конвертационного центра на сумму более полумиллиарда гривен не были заблокированы?
Ведь, как видно из материалов уголовного производства, в эту категорию точно должны были попасть НДС-ные документы компаний Милагро Украина, Серкол, Раевит, а также их контрагентов.
Такие же вопросы можно адресовать и налоговую полицию Буковины, которой в 2020 году руководил первый заместитель начальника Главного управления Государственной фискальной службы в Черновицкой области полковник налоговой полиции Сергей Гакман. По долгу службы он и его подчиненные должны пресекать деятельность конвертаторов. Но, как и члены упомянутой комиссии по НДС-ным накладным, этого почему-то не делали.
Возможно, прокомментировать эту ситуацию в скором будущем смогут в ГБР или НАБУ, ведь следствие по делу буковинского конвертцентра, как известно, продолжается. К тому же, оперативники оперируют информацией о том, что своей “крыше” конвертаторы отстегивают 1-1,5% от оборота.
А раскрытие всей масштабной схемы “коррумпированные чиновники – компании участники конвертационного центра – их контрагенты” позволит органам, призванным бороться с коррупцией и злоупотреблениями власть имущих, доказать свою эффективность. И наконец-то мы сможем узнать, кто персонально наряду с горе бизнесменами должен нести уголовную ответственность за реализованные схемы уклонения от уплаты налогов в Черновицкой области.
Источник: kp.ua