В клетках человека нашли аналог механизма бессмертия тихоходок

Исследователи изучили белок Dsup, который связан с устойчивостью водяных медведей к радиации.

Ученые выяснили, что некоторые участки белка Dsup, который , напоминают белки HMGN, встречающиеся только у позвоночных, в том числе человека. Об исследовании рассказывается в журнале .

Тихоходки или водяные медведи – это микроскопические беспозвоночные животные, известные своей поразительной выносливостью и возможностью .

Они переживают самые разные экстремальные условия: от перепадов температур до выхода в открытый космос. В частности, они способны выдержать до тысячи летальных для человека доз ионизирующего излучения.

Как показало исследование ученых Гарварда и Оксфорда, еще минимум десять миллиардов лет, значительно больше, чем человеческая раса и другие виды.

В поисках секрета устойчивости тихоходок к радиации японские ученые расшифровали геном одного из видов – R. varieornatus – и обнаружили там ряд уникальных для этих животных генов. Один из которых – белок Dsup (от англ. damage suppressor, снижающий вред), как бы обвалакивает нити ДНК в кокон.

В составе белка Dsup много аминокислот серина, аланина, глицина и лизина. Они препятствуют сворачиванию белковой нити в плотный комок, и структура белка остается неупорядоченной.

Исследователи нашли похожую последовательность только в белках группы HMGN (high mobility group nucleosome-binding) – это регуляторные белки, которые встречаются только у позвоночных.

Общим у Dsup и HMGN оказался участок, с помощью которого белки связываются с ДНК. Когда ученые удалили его из молекулы Dsup, белок тут же потерял свою активность и не смог защитить ДНК от гидроксильных радикалов.

Откуда у тихоходок и позвоночных взялся общий участок белка, которого нет у других групп организмов, пока неясно.

Исследователи рассчитывают, что более подробное изучение свойств Dsup может помочь “усовершенствовать” клеточные культуры, чтобы те, например, легче переносили хранение и транспортировку и не накапливали повреждения в своей ДНК. О применении же в живых организмах речи пока не идет.