Олимпийский медалист Илья Кваша: При прыжке с 27-метрового трамплина права на ошибку нет

В минувшем году Илья Кваша неожиданно объявил о завершении карьеры. Всему виной – операция на левой почке, после которой он вынужден был покинуть профессиональный спорт навсегда. После того как у него родилась дочь Илиана, спортивные амбиции отошли на второй план. А на первый вышла семья. И она у него замечательная. В какой-то мере уникальная. Илья женился на девушке Илоне, и у них появилась Илиана. Ну скажите, что не мило?

В разговоре с Ильей мы затронули много тем. Это тот случай, когда со спортсменом приятно говорить на все темы. Кваша подкупает своей искренностью, интеллектом, открытостью и доступностью. Звездный статус и многочисленные титулы его ни капли не испортили. Нередко от спортсменов разит высокомерностью за версту. Илья Кваша – обратный пример. Приветливый, воспитанный, вежливый и жизнерадостный атлет, которым Украина может гордиться!

К Украине лояльно никогда не относились

– Год назад из-за проблем со здоровьем вы объявили о завершении карьеры. Насколько трудно далось это решение, особенно перед Олимпиадой в Токио?

– Принять это решение было архисложно. Но когда на кону стоял выбор: либо нормально дальше жить, либо продолжать выступления, но с риском остаться инвалидом, я выбрал жизнь, но без спорта.

Мне сделали операцию на почках. Она прошла успешно, но любой следующий удар о воду мог стать катализатором для каких-то серьезных последствий. За карьеру я повидал всякого. Меня ничего не пугало и не останавливало – ни черепно-мозговые травмы, ни проблемы с плечом, когда оно не разгибалось, ни “поцелуи” с трамплинами. Однако операция непосредственно на внутренних органах стала тревожным звоночком и послужила сигналом, чтобы уйти в сторону. Последствия могли быть самые ужасные.

– Вы девятикратный чемпион Европы, но ни разу не побеждали на чемпионатах мира. Осадочек остался?

– Конечно, хотелось стать чемпионом мира. И олимпийским чемпионом тоже. Всегда хочется большего – сначала просто медали, потом медали континентального первенства, мирового, олимпийской. Это своего рода наркотик, которым невозможно насытиться. Остановиться и сказать, что достаточно, нереально сложно.

– Вы завоевали бронзу Олимпийских игр в Пекине-2008 в синхроне с Алексеем Пригоровым. Тогда вы прыгнули выше головы?

– Тогда – да. Мы приехали в Пекин по сути пацанами. Нам было по 20 лет, нас никто не знал и не воспринимал всерьез. О таких говорят – темные лошадки. По факту для нас с Лешей это был первый крупный официальный старт. Мы в фаворитах не шли, но прыгали самую сложную программу. Это и помогло взобраться на пьедестал!

И мы же до последнего боролись за серебро с легендарным российским прыгуном Дмитрием Саутином, который прыгал тогда в паре с Юрием Кунаковым. Завоевали бронзу, но и это был фурор!

– Хуже четвертого места на Олимпиаде быть ничего не может?

– 100 процентов. Олимпиада в Лондоне – это самое большое разочарование в моей карьере. Когда останавливаешься в шаге от медали – обидно не то слово. С одной стороны, вроде и престижно – ты молодец и был где-то рядом, но с другой – медали-то нет. Для болельщиков не столь важно, четвертый ты или двадцатый. Ты без медали.

У нас субъективный вид спорта, многое зависит от судейства. Я не говорю, что нас душили, но нам и не помогали. Лояльно к Украине никогда не относились. Нужно быть на голову сильнее.

После возвращения домой психологически было невыносимо. Нужно было заставить себя идти в зал и еще четыре года работать для того, чтобы побороться за медаль Олимпийских игр. Это очень тяжело.

– После каждой из последних Олимпиад у Майкла Фелпса накатывала такая депрессия, что он неоднократно хотел покончить жизнь самоубийством. Какие вы самые трудные моменты пережили?

– Настолько жестко, чтоб покончить с жизнью, до этого, конечно, не доходило. Но жуткая апатия была. Олимпиада завершилась, прошла без медалей. Для меня это был провал. Долго не мог заставить себя работать в зале.

Месяца полтора-два отходил. Просто приходил в зал и садился на дорожку, ничего не делая. Тренер спрашивал, почему я сижу, а у меня не было моральных сил заставить себя работать. Был психологически выжат. Пару недель ходил по бассейну и наблюдал, как прыгают дети. Но время все лечит. Остыл и понял, что нужно жить дальше.

Китайцы за основу взяли советскую методику подготовки спортсменов

Вы выступали на трех Играх – Пекине, Лондоне, Рио-де-Жанейро. Какие лучшие  с точки зрения организации?

– Самые яркие и зрелищные – Пекин-2008. В этом случае всё совпало: и медаль, и организация, и масштаб, и это была моя первая Олимпиада. По организации лишь Рио не до конца справился. Они на скорую руку слепили олимпийскую деревню – где-то потолок отпадал, вай-фай плохо ловил и так далее. Плюс в Рио-де-Жанейро был открытый бассейн. Мягко говоря, некомфортно на открытом воздухе выступать на главном старте четырехлетия, но все прыгали в одинаковых условиях.

В Пекине была самая грандиозная и поражающая техническими эффектами церемония открытия Олимпиады. Антураж в “Птичьем гнезде” был невероятный, до мурашек! Открытие главного спортивного события 2008 года китайцы назначили на восьмой день восьмого месяца 2008 года: китайцы считают для себя восьмерку счастливым числом. Они и с отрывом выиграли Олимпиаду, завоевали 48 золотых медалей.

Олимпийская деревня в Пекине была огромной, целый район под нее выделили. Все было выразительно и с толком сделано! В Лондоне-2012 тоже было прекрасно все организовано, но земли свободной в Лондоне не так много, все было сжато и слегка тесновато. Компактно, одним словом.

– После Пекина в Лондоне Китай взял 38 золотых, а в Рио – 26.

– Китай во многих видах спорта впереди планеты всей. Секрет китайцев весь мир пытается раскрыть до сих пор. Если брать наш вид спорта, то Китай безоговорочно доминирует. В Пекине они из восьми разыгрываемых медалей взяли семь золотых. Они больше соревнуются между собой, чем с остальным миром. Когда кто-то побеждает у китайцев, радуется весь мир. Потому что произошло что-то из разряда вон выходящее.

С чем связана такая гегемония Китая? Здесь целый ряд причин. Во-первых, у китайцев огромный отряд людей занимается конкретно прыжками в воду. У них в одном городе может быть пять бассейнов, и в каждом бассейне от 300 до 500 человек. До 2500 спортсменов примерно одного возраста только в одном городе, на секундочку. Разумеется, среди такого количества ребят отыщутся бриллианты.

Я разговаривал с олимпийским чемпионом Пекина Хэ Чуном, мы с ним тепло дружим, так вот он отмечал, что у них сложнее выиграть чемпионат Китая, чем Чемпионат мира или Олимпийские игры. Что-то похожее было в Советском Союзе в некоторых видах спорта. Китайцы, кстати, в свое время взяли за основу советскую методику воспитания спортсменов. Усовершенствовали ее и шагнули далеко вперед. Плюс у них фармакология и спорт поставлены на государственную программу. Лучшие специалисты со всех сфер поддерживают спортсменов, а на домашнюю Олимпиаду были брошены все силы. Они выделили космическую сумму денег научным группам к подготовке спортсменов к Олимпиаде.

– Как оцениваете наши олимпийские перспективы в Токио?

– Хороший вопрос. У нас есть несколько молодых талантливых ребят. Это Алексей Середа, Олег Сербин, София Лискун. Это новое поколение ребят, которое уже засверкало на европейском и мировом уровне. В то же время есть и опытные прыгуны. Это ребята, с кем я прыгал в синхроне – Олег Колодийи Александр Горшковозов. Так что у нас получается хороший сплав опыта и молодости, поэтому я ожидаю, что наши ребята поборются за медали. На Олимпиаде может произойти все что угодно. Это те соревнования, где невозможно предугадать результат – совершенно другой настрой, антураж, эмоции, ответственность.

– 13-летний Алексей Середа выиграл золотую медаль на чемпионате Европы. С какого возраста допускаются дети к соревнованиям?

– На Олимпиаду – с 14-ти. Лешке уже 14, так что он попадает под этот критерий. А на чемпионате мира нет ограничений по возрасту, может выступать хоть и 10-летний ребенок, но все соревнуются в одинаковых условиях.

“Наш вид спорта – очень добрый. Никто козни не строит”

– Вы родом из Николаева, оттуда же олимпийский чемпион по фристайлу ваш одногодка Александр Абраменко. Вы знакомы? Между фристайлом и прыжками в воду есть что-то общее, не так ли?

– Мы с Сашей не просто знакомы, а очень хорошо дружим. В прошлом году Саша переехал в Киев, и мы стали соседями. Живем в одном районе на расстоянии 700 метров друг от друга. Ходим в гости.

Знакомы с Сашей уже давно. Мы же неоднократно встречались на спортивных мероприятиях в Николаеве. Саша завоевывал звание лучшего спортсмена Николаевской области, я тоже его брал. Можно сказать, даже соперничали с ним, несмотря на то что у него зимний вид спорта, а у меня летний (улыбается).

Между фристайлом и прыжками в воду действительно много общего – взять хотя бы элементы акробатики. Координация в обоих видах спорта должна быть на высшем уровне. Когда Саша делает три сальто с тремя винтами, я не понимаю, как он это делает. “Очень легко”, – мне отвечает. И тут же удивляется, а как это вы так крутитесь в воздухе, что делаете 4,5 сальто вперед за две секунды. И здесь я начинаю: “Ну, Саня, это вообще проще простого”. Смеемся. Наш вид спорта имеет много общего также со спортивной гимнастикой и прыжками на батуте.

Сколько нужно сделать прыжков, чтобы входить в воду без брызг?

– Все зависит от техники входа в воду. Отдельно идет структура прыжка с разными элементами, которую нужно полностью разложить по полочкам, и отдельно вход в воду. Он отрабатывается на базовых элементах. Эти элементы называются спады. Подходишь к краю вышки и буквально падаешь в воду. Таким образом нарабатывается момент пробивания воды.

Эту технику ставят в раннем детстве. Но есть еще врожденный талант, когда детям особо учиться и не надо. Мне лично довелось сильно попотеть с этими спадами, чтобы убрать брызги.

Но есть такие спортсмены, как, к примеру, наш Лешка Середа, который с первого раза вошел в воду идеально – как китаец. Родители привели его в зал в пять лет. Тренер не хотел его брать, но родители настояли, чтобы он прыгнул. Лешка прыгнул, и вода вообще не шелохнулась. Вот это и есть врожденный талант! Кому-то сразу дано, а кому-то нужно сотни спадов выполнить.

Как часто бились о воду плашмя? И легко ли на трамплине поскользнуться?

– Ой, бился очень часто. Сосчитать точную цифру нереально. Если трамплин выработал свой ресурс, то на нем человек сильно скользит. Вообще по правилам трамплин нужно менять раз в два года, но в реалиях нашей страны, как вы понимаете, они служат и пять, и шесть лет. За это время у трамплинов стирается покрытие, и если ты чуть-чуть ставишь ногу не под тем углом, она проскальзывает – и ты красиво “ложишься” спиной на трамплин. У меня не один такой случай был. Бывало, полспины счесывал буквально перед соревнованием. У меня даже есть видео, где после прыжка с метрового трамплина я задеваю его, и вместе с водой разлетаются капельки крови.

Но это еще не самое худшее. Как-то во время исполнения элемента три с половиной сальто назад из передней стойки я близко подошел к трамплину и ударился головой об него. Потерял сознание. Мой напарник Алексей Пригоров и мой тренер Сергей Николаевич Гуменюк доставали меня со дна бассейна. После этого прыжка я не тренировался в течение двух месяцев.

Вышку мылом соперники никогда не мазали?

– У нас, к счастью, такого не делают (улыбается). Знаю, что в некоторых видах спорта делают пакости конкурентам. Вплоть до того, что допинг подсыпают. Сергей Назарович Бубка рассказывал такие истории. Наш вид спорта – очень добрый. Все люди приятные и отзывчивые. Есть соревновательный момент, но после окончания состязаний мы все одна большая дружная семья.

“Я поднялся на вышку 27 метров, но прыгнуть не рискнул”

– Прыжки в воду требуют каждодневных тренировок или можно себе позволить месяц отдохнуть?

– Можно, но потеряется чувство воды, воздуха, вращения. Достаточно недели простоя – и ты уже будешь некомфортно себя чувствовать на трамплине. А если уходишь в отпуск после сезона, скажем, на месяц, то восстанавливать все навыки и чувства приходится фактически заново. Обычно это по две изнурительные тренировки в день, десять тренировок в неделю. Только один день выходной. В среду и субботу по одной тренировке, в остальные дни – утром и вечером. Когда подходят официальные старты, часто работаем без выходных.

Как вы относитесь к хайдайвингу? С какой максимальной высоты прыгали в воду?

– С 15 метров. Это с крыши моего первого родного бассейна “Водолей”в Николаеве. Там под самой крышей была такая балка-перекладина, и мы оттуда баловались. Мне было лет двенадцать. После этого к высоте подостыл.

Когда на чемпионате мира в Барселоне ввели хайдайвинг, ребята предложили попробовать прыгнуть с высоты 27 метров. Я поднялся на вышку, но к краю не рискнул подойти. Выглянул из-за угла – и хватит (улыбается).

Хайдавинг – это очень экстремально. Ребята, которые прыгают с такой высоты, суперсмелые и отчаянные. 27 метров далеко не десять. Если с десяти метров при входе в воду скорость составляет 60 км/час, то с 27  она равна 100 км/час. У тебя нет права на ошибку вообще. Если с 10 метров ударишься о воду, будет больно и неприятно, и ты выплывешь, то с 27 – очень часто вывозят на скорой.

С парашютом прыгали?

– Тоже не прыгал. Летал в аэротрубе, но это такое – попарил, полетал, тебя покрутили. В момент активной фазы карьеры я старался всех этих вещей избегать, дабы не подвергать себя дополнительному риску. Самая безобидная травма выбивает из колеи минимум на две недели. А, как я говорил, за это время необходимо заново восстанавливать технику и чувство прыжка. Поэтому я старался не участвовать ни в картингах, ни в гонках на квадроциклах. Даже в футбол старался не играть. Потому что я еще тот везунчик. То ногу подверну, то мне в колено зарядят, а тренироваться хочешь не хочешь, а надо. Прыгаешь потом через боль.

Прыгая с вышки высотой в 27 метров спортсмен входит в воду со скоростью 100 км в час. Фото: Личный архив Ильи Кваши.

“Думал, что еду за девушкой, а в итоге привез жену”

– Семейную карьеру построить сложнее, чем спортивную?

– В спорте многое зависит от результатов и взаимопонимания с тренером, а семья – это каждодневная работа в тандеме. В принципе их можно сравнить. Что сложнее? Семейная жизнь, наверное. Особенно когда у тебя появляется ребенок. Ты уже отвечаешь не только за себя и супругу. У тебя уже два человека за спиной, и ты должен сделать так, чтобы все были счастливы.

Чья была идея назвать ребенка Илианой (родилась в феврале прошлого года)?

– Илоны. Она была на четвертом или пятом месяце, когда заговорила об имени Илиана. Спросила, нравится ли мне. Супер! Мы даже не спорили. Илья, Илона и Илиана. Видите, как совпало. Получилось созвучно. Мне нравится на украинском языке сочетание имени и отчества – Іліана Іллівна.

– А Илону где нашли?

– В “Одноклассниках”. В свободные 15 минут я пролистывал актуальную на то время соцсеть и как-то застыл при виде фотографии красивой девушки. Ну это не с 27 метров прыгать. Рискнул и добавил в друзья. Ну и все. В итоге у нас дочь.

О имени дочери пара даже не спорила. Илья, Илона и Илиана. Фото: Личный архив Ильи Кваши.

– Как-то очень легко…

– Не очень легко на самом деле (смеется). Мы жили в разных городах. Сначала общались на расстоянии – я в Николаеве, она в Харькове. Затем я пригласил ее встретить 2014 год вместе. Она сказала, что только если я приеду и отпрошу ее у родителей, может быть, она согласится. Я приехал в Харьков. Думал, что еду за девушкой, а в итоге привез себе жену.

Ваша супруга Илона утверждала, что в вашем гардеробе больше вещей, чем у нее. Все это, чтобы соответствовать званию “самый стильный спортсмен Украины”?

– Так совпало. Вещей у меня и вправду больше, чем у Илоны. Я часто летал по соревнованиям и везде старался что-нибудь себе прикупить. Но так как спортсмены чаще ходят в спортивной форме, то вещи накапливались. Да так, что накопился целый Везувий из вещей. Структура тела особо не менялась, вещи актуальны и сегодня.

– Какой любимый бренд?

– Сейчас появляется много крутых молодых брендов. Мы с Илоной не любим супербренды вроде Prada, Guccили LouisVitton. Разве что иногда проскальзывают вещи MichaelKors. Нам нравятся больше итальянские бренды. После ЧМ-2017 в Италии мы заехали в Outletи просто там пропали.

Очень крутые платья и костюмы у Андре Тана. Несколько последних костюмов я покупал у него, а Илона взяла себе платье. Крутой дизайнер! Всегда стильно, индивидуально и подчеркивает харизму.

Чем вы сейчас занимаетесь и каким видите свое будущее?

– Из-за Covid-19 все поставлено на паузу. Весь мир ушел на карантин. До этого я старался максимально развивать новое направление в Украине – любительские прыжки. Cовместно с компанией Live.Loveмы придумали программу для людей, желающих научиться прыгать с нуля за два месяца под моим руководством.

Брызги крови входят в эту программу?

– (Смеется.) К счастью, нет. Я работаю с людьми 30+. Самой взрослой участнице было 52 года. Я несу любовь к прыжкам в массы и показываю, что в любом возрасте можно научиться красиво прыгать в воду.

Справка “КП” в Украине”

Илья Кваша – украинский прыгун в воду, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 2008 года, девятикратный чемпион Европы, трехкратный призер мировых первенств. Родился 5 марта 1988 года в Николаеве. Женат. Имеет дочь Илиану.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Семикратная чемпионка Украины по боксу пошла работать в патрульную полицию

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *