Легенда бокса Михаил Завьялов: Усик легко пройдет Джошуа и Уайлдера. А вот с Фьюри могут возникнуть проблемы

22 июля мир отметил Международный день бокса. А еще в этом году – 40 лет Олимпийским играм, которые проходили в том числе и в Киеве. Для советского бокса Олимпиада- 80 вышла результативной: 1 золотая, 6 серебряных и 1 бронзовая медаль.

Об этих Играх и том что сегодня происходит в украинском боксе, мы поговорили с живой легендой, отцом профессионального бокса Украины Михаилом Завьяловым.

Посмеялись, прослезились…

– Михаил Михайлович, все ли на Олимпиаде- 80 сложилось так, как хотелось?

– Сорок лет прошло, а я все помню до мелочей. Наша команда подготовилась отлично. Уже, считай, заполняли наградные листы, сверлили дырки в пиджаках для орденов…Но все в итоге пошло не так, как мы думали.

– А ведь в первом же финале завоевали золото…

– Да. Первым на ринг вышел Шамиль Сабиров. Бой получился очень ровненький, судьи отдали победу Сабирову. У нас первый чемпион. Мы радуемся!

Вторым выступал Витя Мирошниченко из Донецка. Несомненный фаворит. Перед этим победил всех чемпионов мира и Европы. Против него вышел болгарин Петр Лесов. Он с нами тренировался на заключительном этапе перед Олимпиадой. И на спаррингах с Мирошниченко Лесов падал по 2- 3 раза. Он страшно боялся Витю.

И вот в финальном бою Мирошниченко уверенно ведет, играется с соперником, даже в нокдаун отправил. Но секунд за 30 секунд до конца боя боксеры сталкиваются головами. У Вити появляется небольшое рассечение. Судья, кубинец, останавливает бой и поднимает руку Лесову.

Судью потом этого отстранили, но тогда результат боя невозможно было отменить.

После в сборной пошла настоящая черная полоса, чреда невезений. Виктор Демьяненко выходит на бой и рассекается. Серик Конакбаев выигрывает по очкам у итальянца, но судьи считают иначе и лишают его победы. Аналогично с Александром Кошкиным. Ну просто слов нет…

– Действительно обидно…

А оно знаете, как вышло… Все одно к одному сложилось. Во-первых, у руководства царило шапкозакидательское настроение. Решили, что мы в финале, и нас никто не догонит. За день до боя привезли Хазанова, других юмористов. Мы так хохотали. А я еще Киселеву – главному тренеру – говорю: “Лёша, мы так хохочем перед финалом, как бы потом плакать не пришлось”. А он мне в ответ: “Ну что ты, все хорошо будет – разобьем всех”. Тогда- то я и понял, не говори гоп, пока не перескочишь.

Во- вторых, судьи накануне просились в олимпийскую деревню купить сувениры, а их не пустили. Может, обиделись и отмстили.

К тому же это был последний день соревнований, и в копилке сборной СССР находилось уже 80 золотых медалей…Может, решили отдать первые медали кому- то еще. Чтобы не было столь явного доминирования.

Пришлось заштопывать обратно наши дырки для орденов. Одна золотая медаль – это страшный удар для спортсменов. На всю жизнь у меня осталась из-за этого зарубка на сердце. Мы восемь лет шли к Олимпиаде, ни семьи, ни дома, по 300 дней на сборах. И тут такая несчастливая концовка.

– Читал, кто- то из боксеров руку тогда сломал?

– Витя Савченко в первом бою с югославом попал ему в локоть и сломал себе руку в двух местах. Югослава он нокаутировал и еще четыре боя провел одной левой. Все выиграл. На разминке перед выходом в финале против Гомеса держу “лапы”, он бьет по ним – и его ведет. Сделали новокаиновую блокаду, но не помогло. Рука болит.

Министр спорта Павлов тогда мимо проходил, увидел и сказал: снимайте давайте. Витя уперся, говорит, буду драться. Но одной рукой с таким боксером, как Гомес, ничего не сделаешь…

Кстати, потом на чемпионате мира он встречался с Гомесом уже со здоровой рукой и уверенно его побил.

В свои 82 года Михаил Завьялов бодр и весел. Фото: Личный архив

Ягубкину не дали поехать на Олимпиаду

– Спортсменам, наверное, еще обиднее было? Попробуй пробейся в сборную СССР.

– Пробиться было невероятно сложно. За это право сражались спортсмены из 15 республик. Вот у нас как было: выигрывает наш донецкий Саша Ягубкин все подряд в супертяжелом весе. Ему тогда было 19 лет. Блестящий боксер. Приходит последний этап сбора в Конче-Заспе. Остается три дня. И вдруг приезжает вице- адмирал Николай Шашков, начальник ЦСКА Москвы. Собирает нас и оглашает решение спортивного комитета – Ягубкин на Олимпиаду не едет. А едет капитан Петр Заев. Для него (Заева) это последняя Олимпиада.

Ягубкину сказали: ты молодой, все еще впереди. Я за сердце схватился! Как? Саша – готовый чемпион! Он этого Заева на спаррингах возил по рингу как угодно.

Я побежал к нашему министру спорта, туда- сюда, но Москву все боялись, посочувствовали – и все. Палец о палец никто не ударил. Так Заев и поехал, взял серебро.
А Ягубкин выиграл ЧМ, ЧЕ, Союз, все трофеи собрал. Но на Олимпийские игры его ни разу не пустили.

– Получается, партия сказала: надо…

– О, с этим еще такая история была. На нашу спортивную базу собралось приехать все политбюро Украины во главе с Владимиром Васильевичем Щербицким. Меня поставили дежурным тренером – проводить тренировку. Кэгэбэшники тогда все перекрыли – ни выхода, ни входа. Ладно, тренируемся, а гостей – нет. Уже делаем заключительную гимнастику, думаем, наверное, не приедет никто.

Вдруг прибегают эти золотопогонники и говорят: “Едут! Начинайте снова тренировку”. А как ее начинать? Ребята уже отпахали, вымотались.

В общем, заходит все политбюро, здороваются, я отдаю рапорт. И взял наглость и смелость, говорю: “Владимир Васильевич, вы немножечко опоздали, мы закончили тренировку. Нам уже заключительную гимнастику надо делать”. А он сам человек спортивный. Извинился за опоздание. Сказал, что не нужна ему показуха. Ребят построили, он их поприветствовал и пожелал всего самого хорошего.

“Я пришел убить этого пацана”

– Как было потом, когда Союз распадался и зарождалась независимая Украина?

– Когда Союз распался, меня вызвал министр спорта Михаил Бака. Самый лучший из министров, настоящий хозяйственник, хоть и не спортсмен. Спрашивает – “для бокса хорошо это или плохо?” Отвечаю: “Михаил Михайлович, в плане политики не знаю. Но для бокса момент решающий. Не нужно будет каждому боксеру десятилетиями пробиваться в сборную. Окажемся на первых позициях”.
Так оно и получилось. Мы стали сильнейшими в мире, Европе и на Олимпийских играх. Бокс любительский – Украина, Россия, Казахстан, Узбекистан – сильнейшие. Бывший Советский Союз берет медали на всех уровнях. Ломаченко и Усик – лучшие в мире вне зависимости от весовой категории. Братья Кличко побили все рекорды.

– Кстати, какой была эпоха “до братьев Кличко”?

– Все начиналось с Александра Гурова. В 1995 году в Париже он стал чемпионом Европы, победив француза Норберте Экасси. Причем боя этого могло и не произойти. Экасси должен был защищать чемпионство против английского боксера. Но тот за неделю до боя сломал руку. А билеты все проданы. Начали искать замену. Давай звонить вторым, третьим, четвертым номерам рейтинга. А они отказываются. Норберте Экасси тогда был доминирующим чемпионом и нокаутером.

– Никто не хотел валяться на ринге…

– Да, все отказываются. Наконец нашли в Украине тяжеловеса Гурова, который провел всего пять боев, и все в Украине. Звонят мне через переводчика. Я говорю: как Гуров может боксировать за титул, если он не в рейтинге? А они в ответ: “Мы все сделаем, договоримся, ерунда”. Им главное – шоу спасти.
Спрашиваю: “Какой гонорар?”, ответ:”2500 долларов”. А у Экасси, он чемпион, –250 тысяч. Позвонил в Мариуполь Саше, объяснил. Он согласился.

– И что дальше?

– Прилетели в Париж, а там в гостинице показывают видеонарезки с нокаутами от Экасси. Устроители просят: дайте видео, покажем, как Гуров боксирует. А у меня его нет. Выкрутился, говорю – в ринг он выйдет, там и увидите, как боксирует.

– Не страшно было за Гурова? Соперник- то именитый…

– Конечно, страшно. Перед боем ночь не спал. Думаю: “Что ж я делаю? Сашу убьют”. Экасси – жесткий нокаутер. А тут еще пресс- конференция на центральном французском ТВ. С нами переводчик. Сашу спрашивают, как он думает отбоксировать. Тот скромно отвечает: “Хочу показать хороший бокс”.
Вдруг заходит Экасси, такой красивый мулат, ярко одетый, весь обвешанный золотыми цепями. И на вопрос, как хочет боксировать, он отвечает: я приехал не боксировать, я приехал убить этого пацана.

Гуров спрашивает: “Что тот сказал?” А я переводчику: “Не надо это переводить”. И Гурову: “Саша, все нормально”. 

– И как победить такого убийцу?

– Наступает бой. Саша спрашивает, как боксировать. Я говорю: “Ты никогда в жизни не бился 12 раундов. Самый длинный бой длился 4 раунда. Но у тебя есть преимущество: такие удары, что если попадешь – свалишь быка”. Ставлю ему задачу: “Боксируешь три раунда, стараешься его нокаутировать. Если не получается, то я останавливаю бой, скажу – ногу или руку свернул”.

– Яркий получился бой, без разведки.

– Экасси играл на публику. Боксеры сразу пошли в размен. Саша попал в печень, Экасси упал. Судья не стал отсчитывать нокдаун чемпиону. Я выскакиваю на ринг и ору матом: “Саша, бей по печени, переведи по голове. Твою мать, давай!”
Следующий размен ударами – Саша попадает по печени, Экасси опускает руку, Саша его бьет в голову. Очнулся Экасси уже в госпитале.
Все газеты утром написали, как украинский боксер за 1 минуту и 18 секунд стал знаменитым на всю Европу и прорубил окно для украинских боксеров.

Трагическое чемпионство

– Кто был вторым украинским чемпионом?

– Сережа Деваков. В Альберт-Холле в Лондоне стал чемпионом, победив Спенсера Оливера. Тот бой стал лучшим поединком года. Бой был настолько равным, что 10 раундов шли кость в кость. Сережа спрашивает меня: “Михайлович, как?” Я говорю: “Ты немножко выигрываешь, но не дадут тебе победу. Оливер – хозяин и любимец публики”.
Начинается десятый раунд, Сережа идет ва-банк, бьет справа по челюсти, англичанин падает и впадает в кому.

– Ужасный исход поединка…

– Да. У парня сердце остановилось на ринге. Ему сделали прямой укол, увезли в госпиталь. В зале тишина. Аплодисментов нет. Пояс чемпиона нам принесли в раздевалку. Но настроение испорченное. Мы хотели победы, но не за счет жизни боксера.
Мы все время спрашивали: как он? Слава Богу, через двое суток Оливер очнулся, но его парализовало. В бокс он уже не вернулся. Передвигался на коляске, стал комментатором в боксе.

Ну а после этих чемпионов взошла звезда братьев Кличко.

Фьюри для Усика – опасный противник

– Давайте теперь о современности. Как вы считаете, не рано ли Александр Гвоздик оставил бокс? Почему он так поступил?

– Гвоздик – мой любимый боксер, причем не только как спортсмен, но и как человек. Если все наши немножечко ловят звездочку, то он очень воспитанный. Хотя и рос без родителей, а с бабушкой. Образованный, культурный, знает несколько языков. С ним приятно общаться.

А почему ушел…  Как мне сказали, он хорошо зарекомендовал себя в США, ему предложила солидная бизнес-фирма денежную и хорошую работу. Он, видимо, подумал и решил остаться.

Александра Гвоздика Михаил Завьялов называет своим любимым спортсменом. Фото: ФБ Михаила Завьялова


– Хорошо ли для нашего бокса, что Александр Усик основал свою промоутерскую компанию?

– Безусловно. 1 августа состоится очень интересный вечер боев в селе Лесники Киевской области. Там будут все наши супертяжики: Сиренко, Захожий, Выхрист…

– Кстати, о Выхристе. Получится у него стать грозой тяжеловесов?

– Виктор Выхрист – очень техничный и быстрый боец. По манере он походит и на Ягубкина, и на Усика. Но еще рано что- то говорить. Слишком мало он провел времени в профессиональном ринге. Ему нужно пройти рубку, показать себя настоящим бойцом. У него есть все данные, чтобы стать очень хорошим тяжеловесом.

– Вернемся к Усику. Сможет он покорить супертяжелый вес?

– Верю, Усик может стать абсолютным чемпионом мира в супертяжелом весе. Он хорошо держит удар, он думающий боксер, работает джебом, очень разнообразный. Морально-волевые качества у него на колоссальной высоте. Уверен – Джошуа, Уайлдера он точно пройдет.

– А Тайсона Фьюри? Он неудобный, габаритный боксер.

– А вот с этим вопрос. Фьюри выходит в ринг, и никто не знает, как он станет боксировать. У него талант от бога, ударные комбинации необычные. С ним может оказаться сложно.

Михаил Михайлович 15 лет был тренером сборной команды Советского Союза. Фото: Личный архив 

Справка “КП”

Михаил Завьялов родился 11 июня 1938 года в Омске, там же окончил Высшую школу тренеров. Затем работал в Магадане.

В 1966 году приехал в Украину по приглашению руководства страны. В 1979 году окончил Кировоградский педагогический институт. 18 лет был главным тренером сборной команды УССР. 15 лет тренировал сборную команду Советского Союза. Также был тренером на двух Олимпийских играх – в Монреале и Москве.

В 1992 году создал Лигу профессионального бокса Украины. Её же он возглавляет и по сей день. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Волейболист Юрий Семенюк: “В 20 лет работал в супермаркете. Ушел – и через два года играл уже в сборной”

“КП” в Украине” пообщалась с одним из лидеров национальной команды и расспросила его о будущем волейбола в нашей стране.

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *