Двукратный олимпийский чемпион Рустам Шарипов: Политику не люблю, но голосовал за Трампа

Украина как независимое государство впервые выступила на Олимпийских играх в 1996 году в Атланте. И первые Игры, на удивление, оказались самыми успешными в истории с точки зрения общего результата. Украина завоевала 23 медали, 9 среди которых высшей пробы, и это позволило занять высокое девятое место в общем зачете. Больше никогда мы не входили в десятку, а на последних Играх в Рио-2016 опустились на 31-е место, завоевав всего 11 медалей.

Среди тех, кто завоевал золотые медали в Атланте-1996, были 20-летний Владимир Кличко, юные Лилия Подкопаева и Екатерина Серебрянская, мировая рекордсменка в тройном прыжке Инесса Кравец, тяжелоатлет Тимур Таймазов, борец Вячеслав Олейник, парусники Игорь Матвиенко и Евгений Браславец и… спортивный гимнаст Рустам Шарипов.

Шарипов единственный среди девяти спортсменов, для которого золотая медаль Атланты была не первая (Подкопаева две взяла на одной Олимпиаде в Атланте). Рустам успел отметиться четырьмя годами ранее в Барселоне еще в составе сборной СНГ, завоевав золото в командном первенстве. В Атланте же помимо золотой медали на брусьях, где он опередил выдающегося рекордсмена Барселоны-1992 Виталия Щербо, Шарипов добавил еще и бронзовую в командном первенстве. До Сиднея-2000 он, увы, не дотянул – замучила спина.

После завершения карьеры, как и многие другие наши гимнасты, Шарипов оказался не востребован в Украине. Из олимпийских чемпионов и медалистов в спортивной гимнастике Украину покинули почти все. Рустам непродолжительное время поработал в Австралии, а в 2000 году эмигрировал в Соединенные Штаты, где некоторое время работал в штате Оклахоме в университете города Норманн, а затем осел в Коламбусе (штат Огайо). Он хоть и получил американское гражданство, но менталитет у него остался наш.

Шарипов один из трех украинских гимнастов, кто взял золото Барселоны-1992 в командном первенстве. Два других – Игорь Коробчинский и Григорий Мисютин. Фото: архив Шарипова

 

“Никто предателем меня не называл”

– Рустам, ваша гимнастическая карьера со стороны выглядит идеально. На двух Олимпиадах вы брали золото, становились чемпионом мира. Достигли максимума или могло быть еще лучше?

– Достаточно (улыбается). Сделал все, что мог. Никаких сожалений об упущенных возможностях нет. Я пытался подготовиться к еще одной Олимпиаде в Сиднее-2000, но в связи со здоровьем пришлось прекратить карьеру в 1999 году. Выше звания олимпийского чемпиона ничего нет. Поэтому даже после победы в Барселоне можно уже было сказать, что я достиг максимума.

– Вы выступили на двух Олимпиадах, а олимпийская чемпионка Барселоны-1992 Оксана Чусовитина из Узбекистана единственный человек в истории гимнастики, принимавший участие в 7 летних Олимпиадах (1992, 1996, 2000, 2004, 2008, 2012, 2016). Мало того, Чусовитина готовится к восьмым своим Играм – в Токио ей будет 46. Как такое вообще возможно?

– Это уникальный случай, который вряд ли кто-нибудь повторит. Болгарин Йордан Йовчев выступал на шести Олимпийских играх. Я хорошо ее знаю и горжусь Оксаной. Дай Бог ей здоровья выступить еще и в Токио.

– После распада Союза она осталась выступать за Узбекистан, вы же – за Украину. В Таджикистане вас предателем родины никогда не называли?

– Никто и никогда меня предателем не называл. Результаты Олимпийских игр шли и на Украину, и на Таджикистан.

– Что-нибудь связывает сегодня с Душанбе?

– К сожалению, нет. Мои родители переехали в Украину в 1999 году незадолго до моего отъезда в Штаты. Они до сих пор живут под Харьковом.

– Как вы из Таджикистана оказались в Харькове?

– В первый раз Таджикистан я покинул в десять лет. С нашей спортивной школы в Душанбе отобрали двух ребят, среди которых был я, и пригласили в Московский спортивный интернат. Однако через месяц я вернулся обратно, а другой мальчик Женя Бутенко остался. Спустя пять лет я и мой тренер получили приглашение приехать в московское “Динамо” на сбор, который проходил в Новогорске. Там мы познакомились с двумя выдающимися тренерами из Харькова – Александром Ширяевым и Егором Колесниковым. Они тренировали ребят куда более высокого класса, чем я. Мы пробыли на сборе три недели, и по итогам оного они пригласили нас в Харьков. Это был сентябрь 1986  года. Я съездил в Душанбе, переговорил с родителями, и они дали добро. В декабре с папой прилетел в Харьков. Он побыл со мной день-другой и улетел обратно в Душанбе, а я остался в Харькове.

Чемпион Атланты-1996. Фото: архив Шарипова

В Барселону поехало полкоманды из Украины

– Конкуренция в Советском Союзе была невероятная. Сложно ли было попасть в сборную уроженцу Душанбе – дискриминации по национальному принципу не было? Каждая республика пыталась по максимуму пропихнуть на Игры своих?

– Никакой дискриминации я не ощущал. Почему? Я не находился в элите среди детей. Да, я был лучший в Таджикистане, но в Харькове тренировался с ребятами, которые были сильнее. Они с раннего возраста росли под  руководством Егора Колесникова, который воспитал к тому моменту два поколения гимнастов в сборную СССР.

Однако я оказался в нужное время в нужном месте. С лета 1987-го меня еще не хотели брать в молодежную сборную, которой руководил старший тренер Николай Андрианов. Но так как мой тренер имел влияние, Андрианов дал мне возможность приехать на сборы. И с последнего места в 1987-м в течение двух лет я проделал путь до чемпиона по многоборью. За два года “вылез” в лидеры. После этого получил вызов во взрослую сборную.

– Какая золотая медаль ценнее: командная Барселоны-1992 или индивидуальная Атланты-1996?

– Атланты. На момент 1992 года все знали, что если ты попадаешь в сборную, у тебя как минимум будет командное золото. Сборная СССР превосходила всех в мире. Сложность заключалась в попадании в саму команду. В Союзе пытались распределять одинаковое количество спортсменов из всех ведущих республик на чемпионаты мира и Олимпийские игры, но в 1992 году сложилась исключительная ситуация. Полсборной оказалось из Украины. Это показатель того, что старший тренер сборной Леонид Аркаев не занимался политическими играми.

Спустя лет десять я имел разговор с одним из помощников Аркаева. Он задал в 92-м Аркаеву вопрос в лоб, мол, как Рустам Шарипов мог у тебя попасть в сборную на Игры в Барселоне. Два человека из Украины, Григорий Мисютин и Игорь Коробчинский, уже были. Я попал с третьим результатом. Аркаев ответил следующим образом: “Этот гимнаст выходит на помост и делает свою программу в любое время”. Аркаев был уверен, что если я поеду в Барселону, то не завалюсь и свою программу безукоризненно выполню.

– Каково было выступать за сборную СНГ, зная, что Советский Союз уже развалился? Были тогда в Барселоне переживания из-за того, что команда распадается?

– Переживаний не было, потому что мы конкурировали только на соревнованиях, а за пределами зала оставались друзьями и спустя 28 лет прекрасно общаемся, несмотря на то, что всех жизнь разбросала. Мы думали только о гимнастике и что мы представляем один Советский Союз с гербом на груди. Это была единственная мотивация.

Брусья можно считать истинно украинским снарядом в спортивной гимнастике. После Шарипова золото на брусьях брали Валерий Гончаров и Олег Верняев. Фото: архив Шарипова

“Я всегда соревновался только с собой”

– В Барселоне белорус Виталий Щербо выиграл шесть золотых медалей. Щербо самый выдающийся гимнаст в истории?

– Сложно говорить за весь период времени, но в 90-е – однозначно. Собственно, я не уверен, что кто-нибудь в будущем сможет повторить такое выдающееся достижение. Щербо единственный гимнаст, который становился чемпионом мира во всех дисциплинах спортивной гимнастики (лишь два человека с учетом командных наград в истории сумели завоевать на одной Олимпиаде больше золотых медалей – американские пловцы Марк Спитц, который выиграл 7 золотых медалей в Мюнхене-1972, и Майкл Фелпс, который выиграл 8 золотых медалей в Пекине-2008. – Авт.).

По характеру, конечно, Щербо достаточно своеобразный. Его характер и в определенной степени наглость сильно ему помогли в спорте. Если он что-то говорил, он подтверждал слова на помосте. Такая наглость в какой-то степени необходима в спорте, если спортсмен хочет чего-то достичь. Щербо был самоуверенный, может быть, иногда чересчур, но на соревнованиях он всегда показывал высочайший класс – если нужно было сделать какой-то отскок, он его совершал.

– Когда вы выиграли золото в Атланте на брусьях, вам было принципиально опередить именно Щербо, который стал третьим?

– Я никогда ни с кем не соревновался. Я всегда соревновался только с собой. Это качество мне привил мой харьковский тренер Егор Колесников. У меня была задача поехать на Олимпийские игры и сделать свою программу, а на каком месте окажусь – первом, втором или третьем – не было в голове. Перед Виталием, конечно, стояла задача выиграть как можно больше медалей. Но получилось так, что в Атланте он не выиграл ни одного золота. Взял четыре бронзовые медали.

У Украины глубокие корни в спортивной гимнастике

– Почему украинцы так сильны именно в упражнениях на брусьях? После вас золото выигрывали Валерий Гончаров и Олег Верняев.

– Украина всегда отличалась в спортивной гимнастике, не только брусьями. Если окунуться в историю гимнастики, то там много выдающихся спортсменов из Украины, начиная с Виктора Чукарина и Юрия Титова, побеждавших на Играх в Хельсинки-1952 и Мельбурне-1956. У нас очень глубокие корни. Но вы действительно подметили интересную деталь, что во времена независимой Украины именно на этом снаряде украинцам удается побеждать на Олимпийских играх.

В моем случае могу сказать, что я любил брусья, кольца и перекладину. Однако последние три-четыре года карьеры я провел много времени именно на брусьях. Я чувствовал, что на брусьях могу делать больше разных элементов, чем на других видах. Комбинации в мое время, считаю, были намного разнообразнее.

– Что вы можете сказать о нынешнем уровне украинской спортивной гимнастики? Сколько медалей Украина возьмет по спортивной гимнастике в Токио-2020?

– Я был очень горд за Украину пару лет назад, когда наша сборная на молодежном первенстве мира стала второй после Японии в командном первенстве. Поэтому ожидаю, что не только на этих Играх в Токио, но и на следующей Олимпиаде Украина может попасть в тройку. Сейчас в сборной трудятся сильные специалисты, которые подготовили сильный коллектив.

Радует, что в Украине появились такие целеустремленные ребята в столь непростое время – заинтересовать гимнастикой людей становится с каждым годом сложнее. Это очень тяжелый, кропотливый и неблагодарный труд. Мало у кого хватает терпения выдерживать такие нагрузки. Меня радует, что не только Украина, но и Россия прилично прибавила в спортивной гимнастике.

– В спортивной гимнастике уже нет одной-двух доминирующих стран. С горизонта исчезла Румыния, не взявшая ни одной медали на последних трех ЧМ, зато золото стали брать спортсмены из Филиппин, Бельгии и Турции…

– Здесь легко просматривается причинно-следственная связь. Если вы посмотрите, кто работает тренерами в этих странах, сразу все встанет на свои места. Во-первых, филиппинец Карлос Юло тренируется в Японии под началом сильных японских специалистов. Турецкого гимнаста Ахмета Ондера тренирует украинский специалист Павел Нетреба – тренер украинцев Олега Степко и Петро Пахнюка. Большинство тренеров таких гимнастов из стран бывшего Советского Союза – России, Украины и Белоруссии.

По поводу Румынии. У них происходит смена поколений и обновление тренерского состава. Все страны проходили через такие этапы, и для Румынии, конечно, это болезненный период. Думаю, через три-четыре года у них должен кто-то появиться.

“У меня остался советский менталитет”

– Рустам, вы уже 20 лет в Америке. Можно сказать, что вы уже больше американец, чем украинец?

– Нет. У меня остался прежний менталилет и те же принципы. Мировоззрение не изменилось. Когда люди говорят, дескать, надо подстраиваться, я такого не понимаю. Все зависит от того, кто ты как человек. Не нужно ни под кого подстраиваться. Да, когда человек переезжает в другую страну, нужно уважать законы этой страны. Но менять менталитет или изменять принципам – это все равно, что надевать на себя маску.

– Насколько легко советскому человеку адаптироваться в Штатах?

– Опять-таки все зависит от человека. Многие люди, достигшие чего-то в одной стране, ожидают соответствующего отношения к себе на чужбине. Я переехал в эту страну в 2000-м и начинал все с нуля, хотя и имел много достижений как гимнаст. Я не живу прошлым. Я давно это забыл. Я живу настоящим. Люди ко мне относятся с уважением, но они смотрят на меня как на человека, кто я есть сегодня.

А истории разные. Кто-то адаптируется, обустраивается и остается, а кто-то возвращается. Я сумел найти себя в новой стране и полностью счастлив. С 2008 года у меня американское гражданство, но менталитет у меня советского человека.

– Тренер по гимнастике в США – это человек, уверенно стоящий на ногах?

– Если говорить о финансовой составляющей, то тренер по спортивной гимнастике это далеко не одно и то же, что тренер по бейсболу, американскому футболу, баскетболу или хоккею. Если человек ставит во главу всего финансовое благополучие, то я не уверен, что человек достигнет морального удовлетворения. Я никогда не ставил финансовое благополучие на первое место. Для меня важно видеть перспективу и будущее. Финансовое благополучие придет, если ты видишь перспективу. Главное – получать удовольствие от того, чем ты занимаешься.

– Где вы сейчас живете?

– В штате Огайо. В городе Коламбус.

– Чего от советского/украинского/таджикского отношения к жизни вам не хватает в Штатах и наоборот?

– Мне не хватает родителей. Все остальное у меня есть: семья, дети, работа, которую я люблю, люди, которые меня уважают. А что еще человеку нужно для счастья?

– В Штатах сейчас работает много бывших советских и украинских гимнастов. С кем вына связи?

– Со всеми. Это Виталий Щербо, Светлана Богинская, Наталья Лащенова, Виталий Маринич, Костя Колесников, Саша Колыванов, Дмитрий Догадкин, Валерий Гончаров, Александр Светличный, Наталья Юрченко. Когда проходит чемпионат США, то это в принципе чемпионат бывшего Советского Союза. В каждом штате, чуть ли не в каждом зале кто-нибудь из наших да работает.

Детей у Шарипова больше, чем олимпийских медалей. На фото – “полный комплект”. Фото: архив Шарипова

“Трампа погубила излишняя самоуверенность”

– Спокойно ли сейчас в США? Страна действительно на пороге гражданской войны?

– Протестные настроения в обществе действительно очень сильны. Коронавирус сильно повлиял на экономику США, много бизнесов закрылись. Ситуация не из лучших, и она прямым образом отобразилась на гимнастике, ударила по частным клубам и университетам. К сожалению, есть люди, которые используют нынешнюю ситуацию в своих целях. Среди людей любых национальностей есть хорошие и плохие люди. США в этом плане ни хуже ни лучше.

В Штатах все с нетерпением ждут, когда наступит полночь 31 декабря и люди наконец-то скажут “до свидания” 2020 году. Этот год большинство людей просто хочет побыстрее закончить и забыть.

– На выборы ходили?

– Да. Голосовал за Трампа. Я смотрел все эти дебаты, но больше как шоу, потому что политику не люблю. В США политические дебаты – это кто выльет больше грязи на своего оппонента. Я не уверен, что свои предвыборные обещания Байден будет выполнять. По крайней мере я знаю, чего ожидать от Трампа и на что он способен. Но по большому счету независимо, кто будет президентом, это никак не отразится на гимнастической сфере. К сожалению, ни Трамп, ни Байден не очень хорошие кандидаты.

– Почему, по-вашему, Байден выиграл?

– Трампа погубила излишняя самоуверенность. Мне кажется, он проиграл борьбу в социальных сетях. Технологии можно использовать как в хороших целях, так и в нездоровых помыслах. В социальных сетях все было сделано не в пользу Трампа. Он человек импульсивный, все его высказывания люди слушали и использовали против него.

– Что вам нравится в Штатах, а что категорически не приемлете?

– Здесь можно что-то планировать. Есть хоть какая-то стабильность. В странах бывшего Союза все зависит, кто придет во власть, изменится ли власть. Здесь независимо от власти, которая меняется каждые четыре года, ты можешь планировать жизнь наперед. Хочешь зарабатывать больше – иди учись. Трудишься больше – зарабатываешь больше. Хочешь поменять специальность – пожалуйста, иди учись. Здесь ты можешь делать все что хочешь.

Главный минус Штатов – медицинское обслуживание. В США оно очень медленное. В Украине ты можешь пойти прямиком к профильному специалисту, а в США ты должен пойти сначала к доктору, он даст тебе направление, затем ты идешь к другому доктору, тот пересылает к третьему. Да, сама медицина качественная, но дорогая и много бюрократических нюансов.

– Когда вы в последний раз были в родном Харькове? И каким в вашей памяти остался Харьков?

– Два года назад приезжал всей большой семьей. У нас с Амбер пятеро детей. Я стараюсь хотя бы раз в два года наведываться в Украину. Сам Харьков заметно преобразился в лучшую сторону за последние годы. Город развивается, улучшается инфраструктура, внешний облик Харькова стал намного приятнее, чем был раньше.

– Кто-нибудь из ваших детишек пошел по вашим стопам?

– Первые мои три девочки занимались гимнастикой. Старшая Ксения буквально в прошлом году закончила с гимнастикой. Две средние – Майя и Изабелла – занимались ирландскими танцами, но сейчас перешли в бальные. Руслан непродолжительное время прозанимался гимнастикой. Его больше интересует природа. У нас здесь есть лесная школа, он ее посещает раз в неделю. Они пять-шесть часов находятся на природе, где их учат выживанию в экстремальных природных условиях. С недавних пор Руслан примкнул к сестрам и стал заниматься бальными танцами. Так что четверо моих детей уже в бальных танцах.

Меня многие спрашивают, почему я не настоял на том, чтобы дети занимались спортивной гимнастикой. Я знаю, какой это сложный вид спорта. Есть более благородные и не столь травматичные и психологически сложные виды спорта или занятия, нежели гимнастика. Мои дети довольны и счастливы. Я хочу, чтобы они занимались тем, к чему у них душа лежит, а не тем, чего хотят родители. И я буду поддерживать их всегда, независимо от выбора профессии.

Рустам Шарипов был кумиром для Олега Верняева. Фото: архив Шарипова 

СПРАВКА

Рустам Шарипов – советский/украинский гимнаст, победивший на Олимпийских играх в Барселоне-1992 в командном первенстве и в Атланте-1996 в упражнениях на брусьях. Чемпион мира-1996. Уроженец Душанбе. После завершения спортивной карьеры уехал в Австралию, потом – в США. Женат, воспитывает 5 детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Олимпийский чемпион Игорь Коробчинский: После распада Союза жизнь многих выбросила на обочину

Источник: kp.ua

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *